Персональная выставка А.А.Наливаева «Молитва в камне» в музее “Из истории гродненских евреев””

  • Post author:
  • Post category:Exhibitions

Яркая творческая жизнь Анатолия Александровича Наливаева нашла своё воплощение в его богатом наследии. Художник, реставратор, музыкант, кантор, актёр – он вобрал в себя лучшие черты нашего современника. Нина Самуиловна Степанская, доцент кафедры истории музыки Белорусской государственной академии музыки, писала: «Анатолий Наливаев обладает мягким баритоном, владеет секретами профессионального вокала, хороший знаток идиша, интеллигентный идобрый человек».

Анатолий Александрович Наливаев родился 1 октября 1931 года в городе Рогачёв Гомельской области. Его бабушка (со стороны матери) была еврейкой, получила образование в Варшавском университете и вышла замуж за православного дворянина. Незадолго до войны семья Наливаевых переехала в Минск, так как отца, высококлассного мастера бондарного дела, пригласили в столицу работать на пивзаводе. Когда началась война, отец ушёл на фронт, а мать с тремя детьми отправилась в деревню Рыжковичи Шкловского района, где проживали родственники. После доноса в полицию семья попала в гетто, и благодаря свёкру, который предоставил метрику, что невестка и внук не евреи, а белорусы, они были выпущены из гетто. Семья Наливаевых вернулась в Минск, где мама получила новые документы и стала Агафьей Кузьминичной Наливаевой.

После окончания Великой Отечественной войны Анатолий Александрович обучался в Минском музыкальном училище (ныне учреждение образования «Минский государственный музыкальный колледж им. М.И. Глинки») по классу кларнета и параллельно посещал художественную студию Сергея Петровича Каткова, который открыл в юном даровании способности к фотографическому рисунку и предложил ему рисовать то, что сохранилось от довоенного Минска. До 1960-х годов Анатолий запечатлел в рисунках старые кварталы Минска – Верхний город, Троицкое предместье и другие виды центральной части города, которые впоследствии были разрушены или изменились до неузнаваемости. От многих кварталов Минска остались только изображения на акварелях Наливаева. Работая в малярной бригаде, он познакомился с известным виленским кантором Кремером и композитором Генрихом Вагнером. Кремер и Вагнер стали первыми учителями Наливаева по канторскому пению.

В 1963 году он закончил Высшие курсы по реставрации в Праге. Талант реставратора проявился у Анатолия Наливаева при восстановлении памятников культуры XVI века – костела Святого Николая в деревне Геранёны Гродненской области и Спасо-Преображенской церкви в городе Заславле.

Особая ценность картин Анатолия Александровича Наливаева в том, что они с фотографической точностью воссоздают панорамы исчезнувших местечек, памятников еврейской культуры.

Выставка, представленная вашему вниманию, знакомит с архитектурным наследием, центром общественной и религиозной жизни евреев – синагогами Гродненщины. В настоящее время в Беларуси сохранилось 106 синагог, из которых только шесть действующих.