«Божественный элемент» (художественное серебро ХVIII – начала ХХ в.)

  • Post author:
  • Post category:Exhibitions

29 октября в Гродненском государственном музее истории религии открылась новая выставка – «Божественный элемент» (художественное серебро XVIII – начала XX в.). Выставочный проект впервые представляет коллекцию художественного серебра из собрания музея. Он дает возможность познакомиться с памятниками ювелирного искусства XVIII – начала XX в., которые выполнены в разных культурных традициях Запада и Востока.

Серебро известно с древних времен. Еще инки говорили о серебре не как о металле, а как о божественном элементе, дав ему соответствующее название – «Слезы Луны».

По своему предназначению изделия из серебра можно условно разделить на две группы: посуда и украшения.

Символика серебра нашла отражение в иконном окладе. На выставке представлены православные иконы XVIII – начала XX века в серебряных окладах. Среди прочих особенно выделяются богородичные. Под влиянием западной традиции распространяется иконографический тип – Богоматерь “Пьета”: Богородица держит на коленях снятое с креста тело своего сына Иисуса Христа. Позолоченная крышка украшена пышной виноградной лозой, которая в христианстве символизирует Спасителя. Мы видим, что на серебре, как отблеск божьего света, часто присутствует позолота, символизирующая святость (серебро), которая находится в лучах Божьей славы (золото). Серебро в большей степени отражает человеческую природу. Как символ целомудрия оно ассоциируется с образом Девы Марии.

Серебро было визитной карточкой владельца – символом респектабельности. Переходя из поколения в поколение, оно становилось фамильным, и им дорожили как памятью своего рода. На выставке представлено домашнее серебро – осветительные приборы и посуда западноевропейского и российского происхождения XIX – начала XX в.: тарелки, пирожница, сахарница, солонка, стопки, ложки. Серебряные подсвечники были не только источником света, но и своеобразным знаком семейного благополучия. В большом количестве изготовлялись тарелки, конфетницы и пирожницы, образцы которых представлены в экспозиции. Модными становятся изделия, украшенные эмалью. На выставке это стопка, солонка, кофейная ложечка.

Один из главных сосудов в литургической утвари – Евхаристическая чаша. Выставочный зал украшают большие иконы, сюжеты которых отражают ее духовный смысл. На выставке представлена важнейшая литургическая утварь для Таинства Евхаристии в Православной и Католической церквях. Серебряными нитками украшались также литургические ткани. О том, что собой представляет этот вид декоративно-прикладного искусства, дают представление предметы из фондов музея.

В экспозиции представлены ювелирные украшения XVIII – начала XX века, отражающие исполнительское мастерство художественной обработки серебра в Средней Азии. Их характерная особенность – помимо декоративной функции они выполняют роль оберегов.

В фондах Гродненского государственного музея истории религии хранятся коллекции наград, памятных медалей, знаков и медальонов, которые были изготовлены в Западной Европе и Российской империи в XIX–XX веках. Они отражают социально-общественные и религиозно-церковные события, культ Божией Матери и святых. Многие из них посвящены известным историческим деятелям. Серебро идеально подходит для изготовления индивидуальных святынь: нательных крестиков и медальонов, которые также представлены на выставке.

Художественные изделия из серебра остаются престижными и по сей день. Мы встречаем их как в быту и искусстве, так и среди культовой утвари.

Более подробно познакомиться с очарованием драгоценного металла можно непосредственно на выставке, которая должна заинтересовать как профессионалов, так и широкий круг посетителей.