Виртуальная выставка «Искусство»

Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Искусство».

 

Музей истории и прикладного искусства Прейли

Известный латвийский художник Язепс Пигознис (1934-2014) родился в селе Одуману Ружинской волости Резекненского района. Получил свое образование на отделении живописи Латвийской академии художеств. Он работал в области живописи, графики, в том числе книжной, а также медальерного искусства. Язепс Пигознис был активным участником художественных пленэров, а с 1998 года – и художественных пленэров в Прейли. Художник передал пять своих работ в коллекцию Прейльского музея истории и прикладного искусства. После смерти художника семья решила подарить Прейльскому музею личные вещи, архивные материалы и отдельные произведения Язепса Пигозниса. Также родилась идея учредить Премию Язепса Пигозниса в области пейзажной живописи Латвии.

 

Язепс Пигознис. Через белый лес. 2012. Холст, масло. 100 х 120 см.

 

Пейзаж занимает очень важное место в живописи Язепса Пигозниса. На протяжении всей жизни художник не переставал писать пейзажи — латвийские леса и море, холмы и озера Латгалии, виды Риги и небольших городов. В его картинах особенно жива поэзия латышских времён года.

 

Скетчи Язепса Пигозниса к народным песням из сборника Иманта Зиедониса «Что нужно знать девочкам» 1981 г. и «Я вырос мальчиком» 1984 г.

 

В графике наибольший вклад и популярность Язепса Пигозниса связаны с созданием иллюстраций к книгам. Книги, иллюстрированные Я. Пигознисом, снискали ему признание на выставках и международных конкурсах книжной графики. Большинство иллюстрированных книг относится к детской литературе, поэтому можно сказать, что на его искренних и добрых иллюстрациях выросли целые поколения.

 

Янис Струпулис. Медаль Премии Язепса Пигозниса в пейзажной живописи Латвии.

 

В честь памяти Я. Пигозниса и его вклада в пейзажную живопись Латвии в 2015 году Прейльская дума и Рижская дума учредили премию Язепса Пигозниса в области латвийской пейзажной живописи. Целью премии является дальнейшее развитие и популяризация латвийской пейзажной живописи. Каждый год победитель конкурса получает медаль, созданную скульптором Янисом Струпулисом. В центре аверса изображена силуэт Язепса Пигозниса — изображение взято с автопортрета художника. На реверсе «Пловец» — фрагмент другой работы Я. Пигозниса.

 

Гродненский государственный музей истории религии

Гродно – известный центр изобразительного искусства. В нем родились такие известные художники, как Леон Бакст или Осип Любич. Живописная традиция формировалась здесь на протяжении столетий. Пожалуй, самой ранней работой, которая была создана в Гродно и автор которой известен, стало «Святое семейство» кисти Гилярия Хоецкого, монаха католического ордена доминиканцев, которое хранится в Гродненском государственном музее истории религии.

 

 

Работа написана маслом на холсте 76,5х55 см. На картине изображена Святая Семья – согласно христианским представлениям, семья, в которой родился Иисус Христос, то есть Дева Мария и ее муж Иосиф. Композиция Хоецкого представляет Святую семью за ужином, однако обыденный сюжет скрывает глубокий символизм работы. Так, в центре стола в блюде изображение ягненка – символ жертвенной смерти Иисуса Христа, а фрукты на столе ассоциируются со смертью и воскресением в последовательности четырех времен года. Информация об авторстве указана в нижней части работы:

JESVS, MARIA, IOZEF, DO COR MEV ET ANIMA MEA VOBIS.

EGO FR[ater] HILARIVS CHOIECKI SACYI Od, Pre?. [sacri ordinis praedicatorum?]

Иисус, Мария, Иосиф, отдаю вам сердце мое и душу мою

Я брат Гилярий Хоецкий святого ордена проповедников

Работа Хоецкого представляет собой живописную интерпретацию офорта «Молитва перед трапезой» («Le bénédicité», также «Святое Семейство за столом» / «La Sainte Famille á table», 1628) известного французского рисовальщика и гравера Жака Калло (Jacques Callot, 1592-1635). Среди гродненцев популярно мнение, что работа была написана в 1630-е гг. для костела Благовещения Пресвятой Девы Марии при монастыре святой Бригитты Шведской, которая сегодня считается одной из шести святых покровителей Европы. Этот монастырь был основан в 1634 г. при поддержке Христофора Веселовского, маршалка надворного литовского и администратора Гродненской экономии. Сооружение монастырского комплекса в целом было завершено к 1640-м гг., костел был освящен в 1651 г. Сами доминиканцы, к которым относился Г.Хоецкий, обосновались в Гродно немногим ранее, в 1632 году по приглашению старосты Гродненского Фридерика Сапеги. Достаточно необычным аргументом, который используют приверженцы этой версии происхождения работы, является сходство святого Иосифа с работы Г. Хоецкого и самого Христофора Веселовского, портрет которого был найден после Второй Мировой войны в том же монастыре святой Бригитты в Гродно. Однако существует и другая версия датировки произведения, согласно которой работа относится к концу XVII века. Ее сторонники указывают на близость работы Хоецкого к Студзянской иконе Божией Матери, созданной также на основе медерита Калло в 1630-е гг. В 1671 г. Студзянский образ был признан чудотворным и уже к 1684 г. считался одним из 12 наиболее почитаемых в Речи Посполитой. Паломничество к Студзянской иконе совершал и король Ян III Собеский. В пользу данной версии говорит также латинская надпись VERA EFFIGIES STVD («подлинное изображение Студ.[зянской иконы]»), хотя это не исключает возможности позднейшего добавления надписи в связи с расширением почитания этого образа. Интересно, что придворным живописцем Яна III Собеского являлся Клод Калло, племянник Жака. Клод Калло, среди прочего, активно разрабатывал религиозные сюжеты на основе работ своего дяди, и во многом определял живописные предпочтения знати Речи Посполитой конца XVII века. Косвенным подтверждением более позднего времени создания работы является и то, что Г. Хоецкий умер между 1705 и 1709 годами.

«Святое семейство» остается украшением экспозиции Гродненского государственного музея истории религии и неизменно привлекает внимание посетителей.

 

Паневежский краеведческий музей

Паневежское профессиональное искусство формировалось на фундаменте, заложенном известными художниками этого края в первой половине ХХ века. Среди них был Юозас Зикарас (1881–1944) — первый профессионал и один из самых известных литовских скульпторов, создавший множество произведений, ставших символами независимой Литвы: скульптуры «Свобода», «Переплетчик», многочисленных портретных бюстов общественных деятелей, памятников, медалей. Ю.Зикарас является автором всех моделей литов и центов, выпущенных в межвоенной Литве. Богатое творческое наследие скульптора хранится в литовских музеях (в том числе в Паневежском краеведческом музее), библиотеках, церквях. В ознаменование 140-летия со дня рождения скульптора парламент Литовской Республики объявил 2021 год годом скульптора Юозаса Зикараса.

 

Портрет скульптора Юозаса Зикараса. Каунас. Фото Янины Таллат-Келпшене.

 

Ю.Зикарас родился 18 ноября 1881 года в селе Палюкай Пумпенского уезда. В 1916 году окончил скульптурный факультет Петербургской Академии художеств. В 1918 году вернулся с семьей в Литву. Важнейшие идеи свободы литовского народа, воплощенные в трудах Ю. Зикараса, родились в восстановленной Литве. Ю. Зикарас был прекрасным педагогом, воспитавшим не одно поколение художников. В 1919–1928 гг. работал учителем Паневежской государственной гимназии, учительской семинарии. В 1928 г. по приглашению министра образования приехал в Каунас, преподавал в Каунасском художественном училище, в 1944 г. получил звание профессора. После преследований НКГБ Ю. Зикарас трагически погиб 10 ноября 1944 года, похоронен на кладбище Каунас-Петрашюнай.

 

Памятник «Свобода» в Каунасе Скульптор Юозас Зикарас, архитектор Владимирас Дубенецкис. Открытка Гедиминаса Орентаса.

 

Примерно в 1938–1940 гг. Ю. Зикарас создал скульптуру, которая стала самым ярким символом литовского народа, живя в Паневежисе в 1921 году. 14 мая 1928 года в ознаменование десятой годовщины восстановления независимости Литвы скульптура была открыта во временной столице Литвы – Каунасе, во дворе Военного музея. В советское время памятник снесли, в 1989 году восстановили на том же месте. В 2021 году монументу «Свобода» исполнится сто лет.

                        

Интерьер Паневежского отделения банка Литвы, оформленный в 1931 г. Ю. Зикарасом, фрагмент скульптуры «Атланты». Фото Арунаса Балтенаса. 2006 г.

 

В 1931 г. в Паневежисе было возведено здание Банка Литвы (архитектор Миколас Сонгайла) — одно из самых красивых и важных зданий в стиле модерн в городе. Ю. Зикарас создал 12 декоративных скульптур «Атлант» специально для интерьера этого здания, розетку в операционной и орнаментальный декор с гербом «Витис» на фасаде здания.

 

 

Эта публикация выпущена при финансовой поддержке Европейского Союза. Его содержание является исключительной ответственностью Прейльского уезда, Паневежского краеведческого музея и Гродненского государственного музея истории религии и не обязательно отражает точку зрения Европейского Союза.

 

О проекте ENI-LLB-1-244 «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях»

Проект направлен на создание платформы приграничного сотрудничества, создающей предпосылки для обеспечения растущего интереса туристов и посетителей к культурному и историческому наследию в приграничных районах Латвии, Литвы и Беларуси.

 Этот проект финансируется Европейским Союзом.

Бюджет проекта: 367 864,64 евро, из них финансирование ЕС 331 078,17 евро, что составляет 865 111,50 белорусских рублей

Срок реализации проекта: 1 июня 2020 г. – 31 мая 2022 г.

Программа трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 в рамках Европейского инструмента соседства

http://europa.eu/;

 http://www.eni-cbc.eu/llb

https://eeas.europa.eu/delegations/belarus_en

Прокрутить вверх