Виртуальная выставка «Традиционный костюм»

Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Традиционный костюм».

 

 

Прейльский музей истории и прикладного искусства

Традиционный латышский костюм — это, по сути, традиционная праздничная одежда обычных латвийских фермеров, мастеров и рыбаков, которую в основном носили в ХІХ веке, примерно до 1870 года. Но уже в ХІХ веке крестьянская одежда все больше и больше становилась похожей на одежду горожан и знати, пока в конце ХІХ века ее не сменила так называемая модная городская одежда. К этому периоду – концу XIX века — относится хранящееся в Прейльском музее истории и прикладного искусства ценное приданое Теклы Касно (1865-1950), которое отражает влияние городской моды на женскую одежду.

В 1988 г. сотрудники Прейльского историко-прикладного музея отправились в экспедицию в нынешнюю волость Айзкалне (до 1930 г. Ясмуйжа). Сотрудников музея ждал настоящий сюрприз в доме пенсионеров Анны и Антона Кивлениеки – сундук с приданым среди прочих других предметов домашнего обихода. Он содержал три различные праздничные юбки, красивую скатерть, белый шерстяной платок  и праздничное пальто.

Бурнасс (пальто).

Конец XIX века.

Праздничное пальто или бурнасс, изготовленное в конце XIX века, надевается при посещении церкви. Оно пошито на швейной машинке из плотного серого шерстяного полотна, без подкладки, с воротником-стойкой и тремя пуговицами спереди. Простой крой, цельная спинка и две полы. Концы рукавов, перед и края воротника декорированы черной узкой бархатной лентой, концы рукавов, верх карманов, перед и низ имеют декоративную вышивку черными и красными нитками в стиле модерн. Материал соткан в 4 нити из неокрашенной серой овечьей шерсти, затем валялась в плотное полотно. Бурнасс можно увидеть в экспозиции «Музейные истории для Латвии» Музея истории и прикладного искусства Прейли.

Юбка.

Конец XIX века.

Праздничная юбка сшита из тонкой шерстяной ткани желтого цвета, украшена декоративными полосами коричневого бархата по краю.

Белая шаль.

Конец XIX века.

Во всех регионах шерстяной платок был неотъемлемой частью национальной одежды. Платок для приданого Теклы Касно соткан из белых шерстяных ниток с зелеными орнаментами на концах.

Гродненский государственный музей истории религии

Предметы, входящие в состав традиционного белорусского костюма, собраны в коллекции «Ткани», которая начала формироваться с 1975 года и насчитывает сейчас около 1400 единиц хранения. Основу коллекции составляют литургические ткани и богослужебная одежда разных конфессий. Выполненные согласно народным традициям одежда, ручники, покрывала, ковры и т.д., выделены в рамках коллекции в отдельную группу. Придание элементам и орнаментации белорусского костюма и ручника символического, магического смысла, использование его в ритуалах и обрядах превращает белорусский народный костюм в неотъемлемую часть народных верований. Музейная коллекция также пополняется произведениями современных мастеров, выполненными в народных традициях.

Женский костюм

Центральная Беларусь. 1-я половина ХХ в.

Представленный женский костюм происходит из Стародорожского района Минской области и включает следующие элементы: андарак (вид юбки; бел. «андарак» от нем. “Unterrock”), фартук, сорочку, плат («намитку»), пояс.

Стародорожский костюм территориально относится к Центральной Беларуси, но по стилистическому решению, архаичным частям и их орнаментальному убранству близок полесскому костюму. Для него характерны гармония и сбалансированность всех элементов, сдержанность цвета.

Заслуживающим внимания элементом представленного костюма является головной убор в виде полосы ткани длиной около 280 и шириной около 33 сантиметров, который повязывается особым образом и называется намиткой. Ее наличие свидетельствует о том, что костюм принадлежал замужней женщине. Замена венка из цветов на голове невесты намиткой было частью свадебного ритуала и являлась символом изменения семейного положения. После свадьбы женщина во всех торжественных случаях повязывала намитку. Особая роль этого головного убора подчеркивалась тем, что его концы были богато украшены вышивкой или кружевом, причем орнамент на обоих краях одного предмета был разным. Свадебную намитку хранили всю жизнь и часто клали в гроб умершей.

Свитка

д. Тумаши Мостовского района. Начало ХХ в.

Шерсть, хлопок; ткачество, валяние, вышивка, ручное шитье

Свитка — мужская и женская верхняя одежда длиной, как правило, ниже колена, которая использовалась среди белорусов, литовцев, россиян и украинцев. Обычно свитки шили из домашней ткани цвета овечьей шерсти. Известна с XI века и использовалась разными слоями населения.

Костюм Понеманья рано почувствовал влияние интернациональной городской моды, что отразилось и в крое свитки: она стала двубортной, появился воротник, карманы. В Беларуси свитки носили до 1930-х годов.

Пояс

Автор Лариса Костюкевич

д. Красная Лидского района. 1940-е гг.

Шерсть, лен; ткачество

Разноцветный пояс, как правило, тканый, плетеный или вязаный, с кистями, бахромой или помпонами был обязательным элементом белорусского народного костюма. Он являлся одним из древнейших предметов одежды и широко использовался как в быту, так и в праздничных костюмах. Народная этика белорусов регламентировала нормы жизни, которые касались и костюма. Для мужчины считалось неприличным выходить за порог своего дома без пояса. Женщины также могли носить фартуки или передники на поясах.

Пояс широко использовался в белорусских обрядах. Например, во время свадебного обряда невеста связывала жениха и его родственников ткаными цветными поясами. Представленный пояс использовался во время обряда венчания для украшения иконы. Пояса нередко могли выступать и в качестве пожертвований православным или католическим храмам.

Паневежский краеведческий музей

Традиционный костюм — завершённый ансамбль одежды и украшений, раскрывающий не только региональные особенности, но и модные тенденции того периода. Сегодня традиционный костюм — важный символ нации, свидетельство мастерства наших предков и отражение их представления о прекрасном.

Народные костюмы западной Аукштайтии — самая архаичная традиционная одежда литовских женщин. Они яркие, особенно насыщенного белого цвета — белая рубашка, белый фартук и фата, напоминающая те, которые использовались в Средневековье.

Длинные рубашки в стиле туники изготавливались дома из тонкой льняной ткани. Их воротник, низ рукавов, манжеты, плечи и грудь обычно украшали тесьмой из красной  нити. С конца XVIII века рубашки вышивают белым полупрозрачным узором. Женщины носили юбки: самой витиеватой была верхняя; под ней они носили по крайней мере одну, а иногда и несколько простых, цветных и белых юбок. Шерстяные юбки часто украшались орнаментом, выполненным в виде квадратов с двумя краями. Преобладали зеленый, красный, пурпурный, желтый цвета. В Аукштайтии женщины повязывали на юбки белые фартуки. Фартуки ткали в различных техниках. На юбках и фартуках женщины носили тесьмы. Эти ленты являются одними из самых архаичных по технике изготовления, они были сплетены вручную из разноцветных шерстяных ниток. Женщины западной Аукштайтии также опоясывались изысканными лентами. В Аукштайтии были найдены оригинальные полосы с сотнями узоров, они были с плетеными бриллиантами, маленькими солнцами, змеями или другими балтийскими знаками. Праздничные жилеты шили из домашней ткани или купленного роскошного атласа, бархата, парчи, штофа. Любимые цвета — красный, зеленый, золотисто-желтый и серебристый. Замужние женщины носили вуаль, головные уборы и шарфы. Из обуви предпочитали кожаные сандалии, богатые — покупные кожаные туфли. Женщины западной Аукштайтии любили носить ожерелья из серебра, янтаря или небольших кораллов. В холодное время года женщины надевали грубое домотканое пальто, называемое «sermėga»; их края, манжеты и карманы украшались бархатом, искусственным мехом или прострочкой. Женщины закутывались в шерстяные шарфы и надевали узорчатые перчатки. И мужчины, и женщины носили браслеты при работе на открытом воздухе и в лесу. Браслеты представляли собой трикотажные манжеты длиной 4,5–19 см, которые носили на запястьях, цвета — черный, коричневый, красный, вишневый, зеленый, синий, обычно украшались белыми бусинами.

Праздничная мужская национальная одежда состояла из хлопчатобумажной домашней туники белого цвета (часто без украшений), штанов, жилета и сапог. Мужчины Аукштайтии носили льняные рубашки и поверх них шерстяное серое или коричневое грубое домотканое пальто из неокрашенной шерсти, называемое «sermėga». Летней мужской верхней одеждой были длинные рубашки под названием «trinyčiai». «Trinyčiai» носили с завязанными хвостами и перевязанными лентой, кожаным ремнем или полотенцем. Мужчины носили шляпы из войлочной шерсти. Особенно популярными были широкополые. Поверх рубашки или брюк мужчины завязывали плетеные, собранные или скрученные ленты.

Сестры Кайрите в фате, 1930-1940-ее гг. Справа — фата начала ХХ века, хранящаяся в Этнографической коллекции музея

Платок — один из старейших головных уборов замужних женщин. Он известен в Аукштайтии еще с XVI века. Платок носили до конца ХХ века. В начале ХХ века традиция ношения платка практически исчезла, однако около 1922 года ее возродили Она Глемжене и другие женщины Купишкского региона. Платок ткали из двух или восьми петель тончайших льняных нитей. Он был 3-4 м в длину и 50-70 см в ширину. Края украшали переплетенными красными или синими хлопчатобумажными нитями, отделывая их тесьмой или кисточками. Завязывание платка было неотъемлемой частью свадебных церемоний.

 

 

 

Детали женской национальной одежды

Конец ХХ века

В этнографической коллекции Паневежского краеведческого музея хранятся детали женского национального костюма – юбка, жилет и рубашка. Юбка и жилетка пошиты из домашней ткани. Юбка соткана по двугранному квадратному узору с преобладанием зеленого цвета; белые, желтые и красные нити образуют квадраты. Жилет украшен разноцветными узорами. Женская рубашка вышивалась вручную.

 

 

 

Детали мужской национальной одежды

Начало ХХ века

Традиционная одежда литовских мужчин была намного проще женской. В Этнографической коллекции Паневежского краеведческого музея хранятся мужские летние льняные длинные штаны и пояс с пришитыми на концах хлопковыми полосками. В конце ХІХ – начале ХХ веков была популярна вышивка рубашек красными и черными хлопковыми нитками. В этнографической коллекции представлены мужские рубашки со стилизованным растительным орнаментом, вышитым крестиком на груди, манжетах и ​​воротнике. Внизу груди вышиты инициалы владельца.

О проекте ENI-LLB-1-244 «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях»

Проект направлен на создание платформы приграничного сотрудничества, создающей предпосылки для обеспечения растущего интереса туристов и посетителей к культурному и историческому наследию в приграничных районах Латвии, Литвы и Беларуси.

Этот проект финансируется Европейским Союзом.

Бюджет проекта: 367 864,64 евро, из них финансирование ЕС 331 078,17 евро, что составляет 865 111,50 белорусских рублей

Срок реализации проекта: 1 июня 2020 г. – 31 мая 2022 г.

Программа трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 в рамках Европейского инструмента соседства

http://europa.eu/

 http://www.eni-cbc.eu/llb

https://eeas.europa.eu/delegations/belarus_en

Прокрутить вверх