Виртуальная выставка «Искусство»
Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Искусство». Музей истории и прикладного искусства Прейли Известный латвийский художник Язепс Пигознис (1934-2014) родился в селе Одуману Ружинской волости Резекненского района. Получил свое образование на отделении живописи Латвийской академии художеств. Он работал в области живописи, графики, в том числе книжной, а также медальерного искусства. Язепс Пигознис был активным участником художественных пленэров, а с 1998 года – и художественных пленэров в Прейли. Художник передал пять своих работ в коллекцию Прейльского музея истории и прикладного искусства. После смерти художника семья решила подарить Прейльскому музею личные вещи, архивные материалы и отдельные произведения Язепса Пигозниса. Также родилась идея учредить Премию Язепса Пигозниса в области пейзажной живописи Латвии. Пейзаж занимает очень важное место в живописи Язепса Пигозниса. На протяжении всей жизни художник не переставал писать пейзажи — латвийские леса и море, холмы и озера Латгалии, виды Риги и небольших городов. В его картинах особенно жива поэзия латышских времён года. В графике наибольший вклад и популярность Язепса Пигозниса связаны с созданием иллюстраций к книгам. Книги, иллюстрированные Я. Пигознисом, снискали ему признание на выставках и международных конкурсах книжной графики. Большинство иллюстрированных книг относится к детской литературе, поэтому можно сказать, что на его искренних и добрых иллюстрациях выросли целые поколения. В честь памяти Я. Пигозниса и его вклада в пейзажную живопись Латвии в 2015 году Прейльская дума и Рижская дума учредили премию Язепса Пигозниса в области латвийской пейзажной живописи. Целью премии является дальнейшее развитие и популяризация латвийской пейзажной живописи. Каждый год победитель конкурса получает медаль, созданную скульптором Янисом Струпулисом. В центре аверса изображена силуэт Язепса Пигозниса — изображение взято с автопортрета художника. На реверсе «Пловец» — фрагмент другой работы Я. Пигозниса. Гродненский государственный музей истории религии Гродно – известный центр изобразительного искусства. В нем родились такие известные художники, как Леон Бакст или Осип Любич. Живописная традиция формировалась здесь на протяжении столетий. Пожалуй, самой ранней работой, которая была создана в Гродно и автор которой известен, стало «Святое семейство» кисти Гилярия Хоецкого, монаха католического ордена доминиканцев, которое хранится в Гродненском государственном музее истории религии. Работа написана маслом на холсте 76,5х55 см. На картине изображена Святая Семья – согласно христианским представлениям, семья, в которой родился Иисус Христос, то есть Дева Мария и ее муж Иосиф. Композиция Хоецкого представляет Святую семью за ужином, однако обыденный сюжет скрывает глубокий символизм работы. Так, в центре стола в блюде изображение ягненка – символ жертвенной смерти Иисуса Христа, а фрукты на столе ассоциируются со смертью и воскресением в последовательности четырех времен года. Информация об авторстве указана в нижней части работы: JESVS, MARIA, IOZEF, DO COR MEV ET ANIMA MEA VOBIS. EGO FR[ater] HILARIVS CHOIECKI SACYI Od, Pre?. [sacri ordinis praedicatorum?] Иисус, Мария, Иосиф, отдаю вам сердце мое и душу мою Я брат Гилярий Хоецкий святого ордена проповедников Работа Хоецкого представляет собой живописную интерпретацию офорта «Молитва перед трапезой» («Le bénédicité», также «Святое Семейство за столом» / «La Sainte Famille á table», 1628) известного французского рисовальщика и гравера Жака Калло (Jacques Callot, 1592-1635). Среди гродненцев популярно мнение, что работа была написана в 1630-е гг. для костела Благовещения Пресвятой Девы Марии при монастыре святой Бригитты Шведской, которая сегодня считается одной из шести святых покровителей Европы. Этот монастырь был основан в 1634 г. при поддержке Христофора Веселовского, маршалка надворного литовского и администратора Гродненской экономии. Сооружение монастырского комплекса в целом было завершено к 1640-м гг., костел был освящен в 1651 г. Сами доминиканцы, к которым относился Г.Хоецкий, обосновались в Гродно немногим ранее, в 1632 году по приглашению старосты Гродненского Фридерика Сапеги. Достаточно необычным аргументом, который используют приверженцы этой версии происхождения работы, является сходство святого Иосифа с работы Г. Хоецкого и самого Христофора Веселовского, портрет которого был найден после Второй Мировой войны в том же монастыре святой Бригитты в Гродно. Однако существует и другая версия датировки произведения, согласно которой работа относится к концу XVII века. Ее сторонники указывают на близость работы Хоецкого к Студзянской иконе Божией Матери, созданной также на основе медерита Калло в 1630-е гг. В 1671 г. Студзянский образ был признан чудотворным и уже к 1684 г. считался одним из 12 наиболее почитаемых в Речи Посполитой. Паломничество к Студзянской иконе совершал и король Ян III Собеский. В пользу данной версии говорит также латинская надпись VERA EFFIGIES STVD («подлинное изображение Студ.[зянской иконы]»), хотя это не исключает возможности позднейшего добавления надписи в связи с расширением почитания этого образа. Интересно, что придворным живописцем Яна III Собеского являлся Клод Калло, племянник Жака. Клод Калло, среди прочего, активно разрабатывал религиозные сюжеты на основе работ своего дяди, и во многом определял живописные предпочтения знати Речи Посполитой конца XVII века. Косвенным подтверждением более позднего времени создания работы является и то, что Г. Хоецкий умер между 1705 и 1709 годами. «Святое семейство» остается украшением экспозиции Гродненского государственного музея истории религии и неизменно привлекает внимание посетителей. Паневежский краеведческий музей Паневежское профессиональное искусство формировалось на фундаменте, заложенном известными художниками этого края в первой половине ХХ века. Среди них был Юозас Зикарас (1881–1944) — первый профессионал и один из самых известных литовских скульпторов, создавший множество произведений, ставших символами независимой Литвы: скульптуры «Свобода», «Переплетчик», многочисленных портретных бюстов общественных деятелей, памятников, медалей. Ю.Зикарас является автором всех моделей литов и центов, выпущенных в межвоенной Литве. Богатое творческое наследие скульптора хранится в литовских музеях (в том числе в Паневежском краеведческом музее), библиотеках, церквях. В ознаменование 140-летия со дня рождения скульптора парламент Литовской Республики объявил 2021 год годом скульптора Юозаса Зикараса. Ю.Зикарас родился 18 ноября 1881 года в селе Палюкай Пумпенского уезда. В 1916 году окончил скульптурный факультет Петербургской Академии художеств. В 1918 году вернулся с семьей в Литву. Важнейшие идеи свободы литовского народа, воплощенные в трудах Ю. Зикараса, родились в восстановленной Литве. Ю. Зикарас был прекрасным педагогом, воспитавшим не одно поколение художников. В 1919–1928 гг. работал учителем Паневежской государственной гимназии, учительской семинарии. В 1928 г. по приглашению министра образования приехал в Каунас, преподавал в Каунасском художественном училище, в … Читать далее Виртуальная выставка «Искусство»
Скопируйте и вставьте этот URL на ваш сайт под управлением WordPress
Скопируйте и вставьте этот код на ваш сайт