Виртуальная выставка «Керамика»

Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Керамика».     Прейльский музей истории и прикладного искусства   В Латгалии до наших дней сохранилась народная керамика, которая развивалась на протяжении длительного времени. Она развивалась в двух направлениях – практическом, а с 1930-х годов еще и декоративном. Самыми яркими образцами декоративной керамики являются подсвечники, свистки (в виде животных, птиц, мифических существ), настенные или настольные тарелки, наборы посуды, а также вазы или цветочные горшки. С 1930-х годов работы латгальских гончаров можно увидеть не только на выставках в Латвии, они также путешествуют по другим странам мира. Крупнейшая выставка латгальской керамики в Западной Европе прошла в 1937 году на Всемирной выставке в Париже, где керамист Андрей Паулан получил диплом и золотую медаль. Профессия гончара часто передается из поколения в поколение, поэтому и по сей день мы можем говорить о семьях гончаров. Самый крупный центр народной керамики не только в Латгалии, но и во всей Латвии находится в окрестностях озера Феймани. Здесь сформировались целые семьи гончаров (например, Паулани, Ушпели, Вилцаны, Чернявски), которые в прошлом веке дали миру много выдающихся гончаров. С точки зрения художественного языка, керамика этой области в художественную литературу как «керамика Силаджани». Керамическая коллекция Прейльского музея истории и прикладного искусства насчитывает 398 предметов.     На рельефе изображены сцены охоты, орнамент в виде зигзага. Стенки кружки покрыты зелёной глазурью. Андрей Паулан родился в селе Шембели Силаянской волости Резекненского уезда. Своему ремеслу гончар научился у своего отца — известного гончара Исидора Паулана. В 1918 году активно начал заниматься гончарным делом. С 1933 года участвовал в выставках не только в Латвии, но и за рубежом. В 1930-е годы стал ведущим гончаром не только Латгалии, но и всей Латвии. В 1958 году принят в Союз художников. А. Паулан делал кружки, вазы для цветов, разветвленные подсвечники, декоративные настенные тарелки, но особое место в творчестве А. Паулана занимают свистки и бытовые сцены, созданные в фигурных композициях. После смерти А. Паулана его мастерская в 1974 году была переведена в музей Райниса в Ясмуйже.     Фотография сделана на церемонии чествования мастера керамики Поликарпа Чернявскиса (1923-1997) в Прейли после вручения Ордена Трех звезд 4 марта 1996 года. П. Чернявскис родился в селе Юриши Силаянской волости Резекненского уезда. Ремеслу он научился у своего крестного отца, гончара Поликарпа Вилцанса (1894–1969). Работал в приходе Бабри. В 1983 году он переехал в Прейли, где основал свою школу керамики. П. Чернявскис большую часть своей творческой жизни посвятил декоративной керамике. Он делал вазы, кружки, подсвечники, настенные тарелки, посуду, а в конце жизни занимался малой скульптурой. Участник выставок с 1942 года. Самые важные из них состоялись в Резекне, Риге, Женеве, Москве, Вильнюсе, Каунасе, Румынии, Польше, Германии. Наследники его творчества Язеп Цайц и Райво Андерсон до сих пор работают в мастерской Поликарпа Чернявскиса в Прейли, где также находится экспозиция Прейльского историко-прикладного музея, посвященная его творчеству.     А. Ушпелис получил образование на отделении керамики Резекненской школы прикладного искусства. С 1964 года он участвовал во многих выставках в Латвии и за рубежом, а также в местных и международных ярмарках. В 1972 году был принят в Союз художников Латвии. Пиала сделана в виде традиционной хлебницы. Эту декоративную керамическую чашу для хлеба Антон Ушпелис посвятил памяти своего дедушки Александра Канцана. На крышке женские и детские фигурки, надпись «Дедушка на старом поле…», пластиковый зигзаг вверху чаши, окруженный рельефной композицией с сюжетами: вспашка земли, посев семян, покос, обмолот зерно, помол зерна, замес теста. Блюдо можно увидеть в экспозиции Прейльский музей истории и прикладного искусства «Музейные истории для Латвии».   Гродненский государственный музей истории религии Музейная коллекция “Керамика” Гродненского государственного музея истории религии начала формироваться в 1977 году. Её основу составляют предметы из глины, фарфора, фаянса (скульптура, посуда, предметы декоративно-прикладного искусства, предметы домашнего обихода, сувениры, игрушки, в том числе свистульки). В начале 2021 г. музейная коллекция “Керамика” насчитывала около 1500 музейных предметов, среди которых есть как изделия, созданные местными мастерами в соответствии с народными традициями, так и образцы, произведенные промышленностью и использовавшиеся преимущественно в городской среде.     К наиболее ценным предметам коллекции относится статуэтка «Амур с козленком» (Берлин, 1763-65 гг.) из серии «Поры года». Это связано с тем, что европейский фарфор появился не ранее 1709 г. и предметы из него долгое время являлись роскошью. Представленный «Амур» являлся частью парной композиции и в аллегорической форме изображает осень; композицию дополняла «Девочка с ягненком», которая ассоциировалась с весной. Автором модели, по которой создана статуэтка, считается Фридрих Элиас Мейер, талантливый скульптор, который в 1748-1761 гг. работал на Майсенской фарфоровой мануфактуре, а в 1763 г. переехал в Берлин. Фарфоровые статуэтки в виде амуров производились на протяжении столетий. Даже после Второй мировой войны амуры оставались излюбленными героями сюжетов, запечатленных в фарфоре.     Предмет выполнен известным народным мастером, потомственным гончаром Антоном Токоревским (1904-1984) в архаичной технике «задымленной» черной керамики, которая продолжает бытовать в некоторых районах Западной Беларуси. Спарыши представляют собой глиняные сосуды из 2-х или 3-х горшков (изредка также солонки) одинакового или разного размера, которые крепятся между собой ручкой. В спарышах носили пищу на поле при сенокосе или уборке урожая. Часто к горшкам делались крышки. Первоначально термином «спарыш» называлось двойное зерно или двойной колос – символ плодородия. В мифологии восточных славян имя Спарыш носил дух урожая, наделенный способностью обеспечивать «спор», т.е. урожай и богатство, благополучие и счастье в целом.     Во второй половине ХІХ века в городской среде Российской империи были популярны сосуды из фаянса, которые в сатирической форме изображали героев произведений известных литераторов. Вероятно, представленный предмет отражает эту моду и интерпретирует образ помещика Ноздрёва из «Мертвых душ» Н. Гоголя. Клеймо в виде двуглавого орла на основании предмета свидетельствует о том, что он был произведен не ранее 1872 г., когда товарищество Кузнецова за высокое качество продукции получило право использования государственного герба. Сосуд изготовлен на фабрике, принадлежавшей старообрядческому роду Кузнецовых. К концу XIX в. этот род владел предприятиями по выпуску керамики в Московской, Тверской, Ярославской, Харьковской губерниях. В 1841 году в Риге был открыт филиал фабрики, со временем ставший крупнейшим центром фарфоро-фаянсового производства в … Читать далее Виртуальная выставка «Керамика»