Виртуальная выставка «Традиционный костюм»

Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Традиционный костюм».     Прейльский музей истории и прикладного искусства Традиционный латышский костюм — это, по сути, традиционная праздничная одежда обычных латвийских фермеров, мастеров и рыбаков, которую в основном носили в ХІХ веке, примерно до 1870 года. Но уже в ХІХ веке крестьянская одежда все больше и больше становилась похожей на одежду горожан и знати, пока в конце ХІХ века ее не сменила так называемая модная городская одежда. К этому периоду – концу XIX века — относится хранящееся в Прейльском музее истории и прикладного искусства ценное приданое Теклы Касно (1865-1950), которое отражает влияние городской моды на женскую одежду. В 1988 г. сотрудники Прейльского историко-прикладного музея отправились в экспедицию в нынешнюю волость Айзкалне (до 1930 г. Ясмуйжа). Сотрудников музея ждал настоящий сюрприз в доме пенсионеров Анны и Антона Кивлениеки – сундук с приданым среди прочих других предметов домашнего обихода. Он содержал три различные праздничные юбки, красивую скатерть, белый шерстяной платок  и праздничное пальто. Бурнасс (пальто). Конец XIX века. Праздничное пальто или бурнасс, изготовленное в конце XIX века, надевается при посещении церкви. Оно пошито на швейной машинке из плотного серого шерстяного полотна, без подкладки, с воротником-стойкой и тремя пуговицами спереди. Простой крой, цельная спинка и две полы. Концы рукавов, перед и края воротника декорированы черной узкой бархатной лентой, концы рукавов, верх карманов, перед и низ имеют декоративную вышивку черными и красными нитками в стиле модерн. Материал соткан в 4 нити из неокрашенной серой овечьей шерсти, затем валялась в плотное полотно. Бурнасс можно увидеть в экспозиции «Музейные истории для Латвии» Музея истории и прикладного искусства Прейли. Юбка. Конец XIX века. Праздничная юбка сшита из тонкой шерстяной ткани желтого цвета, украшена декоративными полосами коричневого бархата по краю. Белая шаль. Конец XIX века. Во всех регионах шерстяной платок был неотъемлемой частью национальной одежды. Платок для приданого Теклы Касно соткан из белых шерстяных ниток с зелеными орнаментами на концах. Гродненский государственный музей истории религии Предметы, входящие в состав традиционного белорусского костюма, собраны в коллекции «Ткани», которая начала формироваться с 1975 года и насчитывает сейчас около 1400 единиц хранения. Основу коллекции составляют литургические ткани и богослужебная одежда разных конфессий. Выполненные согласно народным традициям одежда, ручники, покрывала, ковры и т.д., выделены в рамках коллекции в отдельную группу. Придание элементам и орнаментации белорусского костюма и ручника символического, магического смысла, использование его в ритуалах и обрядах превращает белорусский народный костюм в неотъемлемую часть народных верований. Музейная коллекция также пополняется произведениями современных мастеров, выполненными в народных традициях. Женский костюм Центральная Беларусь. 1-я половина ХХ в. Представленный женский костюм происходит из Стародорожского района Минской области и включает следующие элементы: андарак (вид юбки; бел. «андарак» от нем. “Unterrock”), фартук, сорочку, плат («намитку»), пояс. Стародорожский костюм территориально относится к Центральной Беларуси, но по стилистическому решению, архаичным частям и их орнаментальному убранству близок полесскому костюму. Для него характерны гармония и сбалансированность всех элементов, сдержанность цвета. Заслуживающим внимания элементом представленного костюма является головной убор в виде полосы ткани длиной около 280 и шириной около 33 сантиметров, который повязывается особым образом и называется намиткой. Ее наличие свидетельствует о том, что костюм принадлежал замужней женщине. Замена венка из цветов на голове невесты намиткой было частью свадебного ритуала и являлась символом изменения семейного положения. После свадьбы женщина во всех торжественных случаях повязывала намитку. Особая роль этого головного убора подчеркивалась тем, что его концы были богато украшены вышивкой или кружевом, причем орнамент на обоих краях одного предмета был разным. Свадебную намитку хранили всю жизнь и часто клали в гроб умершей. Свитка д. Тумаши Мостовского района. Начало ХХ в. Шерсть, хлопок; ткачество, валяние, вышивка, ручное шитье Свитка — мужская и женская верхняя одежда длиной, как правило, ниже колена, которая использовалась среди белорусов, литовцев, россиян и украинцев. Обычно свитки шили из домашней ткани цвета овечьей шерсти. Известна с XI века и использовалась разными слоями населения. Костюм Понеманья рано почувствовал влияние интернациональной городской моды, что отразилось и в крое свитки: она стала двубортной, появился воротник, карманы. В Беларуси свитки носили до 1930-х годов. Пояс Автор Лариса Костюкевич д. Красная Лидского района. 1940-е гг. Шерсть, лен; ткачество Разноцветный пояс, как правило, тканый, плетеный или вязаный, с кистями, бахромой или помпонами был обязательным элементом белорусского народного костюма. Он являлся одним из древнейших предметов одежды и широко использовался как в быту, так и в праздничных костюмах. Народная этика белорусов регламентировала нормы жизни, которые касались и костюма. Для мужчины считалось неприличным выходить за порог своего дома без пояса. Женщины также могли носить фартуки или передники на поясах. Пояс широко использовался в белорусских обрядах. Например, во время свадебного обряда невеста связывала жениха и его родственников ткаными цветными поясами. Представленный пояс использовался во время обряда венчания для украшения иконы. Пояса нередко могли выступать и в качестве пожертвований православным или католическим храмам. Паневежский краеведческий музей Традиционный костюм — завершённый ансамбль одежды и украшений, раскрывающий не только региональные особенности, но и модные тенденции того периода. Сегодня традиционный костюм — важный символ нации, свидетельство мастерства наших предков и отражение их представления о прекрасном. Народные костюмы западной Аукштайтии — самая архаичная традиционная одежда литовских женщин. Они яркие, особенно насыщенного белого цвета — белая рубашка, белый фартук и фата, напоминающая те, которые использовались в Средневековье. Длинные рубашки в стиле туники изготавливались дома из тонкой льняной ткани. Их воротник, низ рукавов, манжеты, плечи и грудь обычно украшали тесьмой из красной  нити. С конца XVIII века рубашки вышивают белым полупрозрачным узором. Женщины носили юбки: самой витиеватой была верхняя; под ней они носили по крайней мере одну, а иногда и несколько простых, цветных и белых юбок. Шерстяные юбки часто украшались орнаментом, выполненным в виде квадратов с двумя краями. Преобладали зеленый, красный, пурпурный, желтый цвета. В Аукштайтии женщины повязывали на юбки белые фартуки. Фартуки ткали в различных техниках. На юбках и фартуках женщины носили тесьмы. Эти ленты являются одними из самых архаичных по технике изготовления, они были сплетены вручную из разноцветных шерстяных ниток. Женщины западной Аукштайтии также опоясывались изысканными лентами. В Аукштайтии были найдены … Читать далее Виртуальная выставка «Традиционный костюм»