Виртуальная экскурсия «Миграции»
Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Резьба по дереву». Прейльский музей истории и прикладного искусства Коллекция Прейльского музея истории и прикладного искусства прямо и косвенно отражает тему миграции, поскольку мигрировали и переезжали не только люди, но и предметы, технологии и новые идеи. Предметы, полученные при археологических раскопках с доисторических времен, подтверждают связь жителей Латгалии с другими территориями, например, ракушки каури из музейной коллекции, добытые при раскопках на могильнике Бучки XI века, попали сюда с побережья далекого Индийского океана. Люди разных национальностей, которые поселились здесь в последние века, внесли большой вклад в развитие Прейли своими традициями и культурой, особенно старообрядцы и евреи. Но в основном в коллекции музея отражена миграция людей, предметов и идей, имевшая место в конце XIX–XX вв. Для многих она была добровольной — по различным обстоятельствам и причинам люди решали покинуть свои дома в поисках работы, образования и даже приключений, некоторые из них стали свидетелями важных мировых событий и участвовали в них, а также приняли и адаптировали новые идеи и культуры из других стран. Однако середина ХХ века отмечена вынужденной миграцией и ее трагическими последствиями, особенно депортациями в 1941 и 1949 годах советскими властями. Медсестра Шоластика Вайлайн и Текла Друкальская в Санкт-Петербурге в 1911 году. Когда территория Латвии входила в состав Российской империи, Латгалия была частью Витебской губернии, и со строительством железной дороги Санкт-Петербург-Варшава многие латгальцы переехали работать в столицу страны, Санкт-Петербург, где всегда был спрос на заводских рабочих, домашних работников и других специалистов. Здесь латгальцы также могли получить хорошее образование. Священники, инженеры, учителя, врачи, студенты, рабочие, офицеры — это была латгальская интеллигенция в Петербурге начала ХХ века. Латгальская интеллигенция Санкт-Петербурга начала формировать свою культурную жизнь, издавая газеты и книги на латгальском языке. Здесь же начался подъем латгальской культуры — так называемое Латгальское национальное возрождение. Музыкальное общество Латгалии стало важным центром латгальского движения возрождения в Санкт-Петербурге, а первая латгальская газета «Свет» сыграла важную роль в распространении идей независимости. Здесь работали члены национального движения Францис Трасунс, Францис Кемпс, Никодемс Ранцанс и другие. На фото медсестра Схоластика Валайне с Теклой Друковской во время работы в Санкт-Петербурге. В отличие от Теклы, Схоластика не вернулась в Латвию, но связала свою дальнейшую жизнь с Санкт-Петербургом (Ленинград с 1924 по 1991 год) и медициной — в 1930 году окончила Ленинградский государственный медицинский институт. Как капитан медицинской службы и заведующий лабораторией эвакуационной больницы № 256 она была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда» за свою работу во время блокады Ленинграда. Муж и сын погибли на войне. Таким образом, эта медаль досталась ее племяннику Брониславу Друковскому из Аглонской волости, который передал её вместе с фотографиями С. Валайне Прейльскому музею истории и прикладного искусства. Открытка, отправленная свидетелем гражданской войны в Испании Петерисом Александровичем 25 января 1939 года из Фалмута своей сестре в Латвию. События гражданской войны в Испании (1936-1939) отражены в коллекции Прейльского музея в 5 открытках, которые Петерис Александрович отправил в период с 1937 по 1939 год своей сестре Монике, которая жила в Ливанах. По данным историков, в гражданской войне в Испании участвовало около 150-200 граждан Латвии. В феврале 1937 года Латвия заявила о своем нейтралитете в этом конфликте, и участие ее граждан в нем было незаконным, поэтому добровольцам пришлось искать альтернативные пути, чтобы добраться до Пиренеев. О Петерисе Александровиче известно немного, в основном лишь отрывочные и косвенные сведения, которые указывают на его возможную причастность к событиям гражданской войны в Испании и открытые симпатии к республиканской стороне. Считается, что Александрович был моряком и работал на одном из торговых судов, поскольку в период с 1935 по 1947 год он отправлял письма своей сестре из разных портовых городов Европы — Блит, Фалмут, Халл в Великобритании, Антверпен (Нидерланды), Руан (Франция), Гибралтар и даже из Хоннингсвога в Норвегии за Полярным кругом. В письме из Руана от 12 октября 1937 года Александрович пишет, что завтра поедет в Испанию и попросит сестру помолиться за его блуждающую душу. В письме, отправленном из Гибралтара в конце 1938 года, он пишет о ранении по пути в Валенсию, но в январе 1939 года описывает бомбардировку порта Валенсии, которую он видел невредимой. В феврале 1939 года Александрович покинул Испанию и уехал работать в Италию. Последнее сохранившееся письмо Александровича сестре Монике пришло из Нью-Йорка 23 февраля 1947 года. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Графика Александра Карпова «Черная дыра, депортация — 14 июня 1941 г. — История обвиняет» 1993, бумага, офорт. Середина ХХ века — Вторая мировая война и последующие события — ознаменовалась резкими изменениями в составе латвийского населения, в том числе в результате миграции. На это повлияли насильственные депортации в Сибирь советскими властями в 1941 г. (из Латвии было депортировано более 15 400 человек) и в 1949 г. (более 42 000 латышей), а также эмиграция на Запад. К началу войны ~ 50 000 балтийских немцев покинули Латвию, но в последний год Второй мировой войны (1944–1945), когда Восточный фронт прошёл по территории Латвии, приблизительно 170–180 000 латышей отправились на Запад в качестве беженцев. Хотя Александр Карпов (1953-1994) — представитель латвийской эмиграции, график — ушел из жизни относительно рано, он сумел проявить себя в латвийской и американской графике как талантливый художник, отметивший многие проблемы латышского языка, американской истории и социальных проблем через жанр соцреализма. А. Карпов происходит из известной семьи Волонти. 14 июня 1941 года семья Волонти из Анспоки, Юстинс с женой Стефанией и дочерью Региной, были депортированы, а трое других детей, в том числе Люция, мать Карпова, бежали и позже эмигрировали в Соединенные Штаты через лагерь беженцев Фульда в Германии. А. Карпов, график, мастер изобразительного искусства, родился в США. Хотя переехать в Соединенные Штаты было нелегко — Люция Карпова воспитывала своих детей одна и в большой нужде, она старалась обеспечить их всем необходимым, а латвийский образ жизни и семейные ценности были неотъемлемой частью воспитания детей. Художественное образование А. Карпов получил в США. В 1990 году с отличием окончил Миннесотский университет по специальности художник. Вскоре после восстановления независимости Латвии в 1991 году Александр Карпов переехал в Латвию, где был создан цикл из нескольких ярких графических работ «Геноцид коммунистической советской власти в Латвии», … Читать далее Виртуальная экскурсия «Миграции»
Скопируйте и вставьте этот URL на ваш сайт под управлением WordPress
Скопируйте и вставьте этот код на ваш сайт