Виртуальная выставка «Детство»

Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку — детство. Прейльский музей истории и прикладного искусства   Что общего между богатыми и бедными, мальчиками и девочками? Правильный ответ — детство. Независимо от того, где и когда совершаются первые шаги человека, главная цель ребенка — стать членом общества, полностью интегрировавшись в него. В коллекции Прейльского музея истории и прикладного искусства есть множество свидетельств этого возрастного периода, в том числе различные игрушки и школьные принадлежности. Единственная кукла археолога Антонии Вилцане. Середина XX века Антония Вилцане, известная исследовательница городища Ерсика, латвийский археолог из Прейли, в детстве не играла в куклы, ведь машинки старшего брата казались ей намного интереснее. В 60-е годы бумажные куклы были очень популярны в латышских школах, а сама А. Вилцане любила рисовать новые платья и их разукрашивать. Куклы, которые желали все девочки — «Айна» и «Байба» — были очень дорогими, и немногие могли их себе позволить. В свой 16-й день рождения А. Вильцане попросила подарок — куклу. Эту куклу она очень любила и украшала различными способами, например, самодельными бусинами из семян яблока или одалживая брошь, сияющую в темноте, у матери. Когда Антония пошла в среднюю школу в Прейли, а затем в Рижский университет, кукла оставалась дома на книжной полке. Позже она была передана Прейльскому музею истории и прикладного искусства. Азбука Яниса Стрейчса. 1937 г. Именно с помощью азбуки дети знакомились с языком, узнавали, как он устроен, как звуки превращаются в буквы, а затем в слова, создавая красивую и плавную речь. Чтобы облегчить обучение, учебный материал был дополнен изображениями слов, которые нужно было учить. Большинство из них были нарицательными существительными, с которыми ребенок уже познакомился. В конце учебника опубликованы некоторые легко читаемые стихи для закрепления знаний. В коллекции Прейльского музея хранится вышедшая в 1937 году на латгальском языке азбука, по которой научился читать известный латвийский кинорежиссер Янис Стрейчс, родившийся в 1936 году в Прейльской волости. Организация «Мазпулскис» прихода Рудзати, 1930-е гг. Фотография. Участники организации «Мазпулскис» Рудзатской волости Даугавпилсского уезда. Второй слева в последнем ряду — владелец значков Юрис Пинтанс (1919-2008). Нагрудный знак формы участника организации «Мазпулскис». Номерной знак организации «Мазпулскис» Рудзатской волости № 766. Значок форменной шапки участника «Мазпулскис». В начале ХХ века во всех странах мира начали формироваться неправительственные и общественные образовательные ассоциации, клубы и организации для детей и молодежи. Более широко известны движения скаутов и девушек-гидов, но местные аналоги были созданы во многих странах мира. Автор идеи организации латвийских «Мазпулскис» — латвийский политик и глава авторитарного режима с 1934 года Карлис Улманис, позаимствовавший идею у «4-H» (4 буквы H в ее названии означают head, hands, heart, health – голова, руки, сердце, здоровье), сети молодежных организаций США. Начало деятельности «Мазпулскис» относят к 1929 году, когда это слово впервые упоминается в письменной форме. «Мазпулскис» переняли у «4-Н» структуру, основные ценности и даже символ в виде четырехлистного клеверного листа. Целью организации было способствование более быстрой интеграции молодых людей в общество путем обучения их различным практическим навыкам: ведению домашнего хозяйства, ремеслам, технологиям, созданию и возделыванию экспериментальных полей, развитию физических и творческих способностей. Считалось, что культивируя идею работы в сельском и домашнем хозяйстве, выращивая различные растения и животных, видя достижения и материальные выгоды, человек растет, развивается и становится сильным телом и духом. Гродненский государственный музей истории религии В собраниях Гродненского государственного музея истории религии хранятся немало предметов, которые использовались детьми или предназначались для них. Это одежда, книги, живописные работы, игрушки. Некоторые из них представлены в рамках данной виртуальной выставки. Рубашка крестильная. Франция, 1900 г. Лен, валансьенские кружева; «английская» вышивка Крестильная рубашка на протяжении многих веков являлась первым предметом одежды младенцев в христианских странах. Обычно она представляла собой длинную и широкую рубаху, крой которой позволял легко надевать и снимать ее, и в то же время иметь возможность открыть руки и ноги ребенка для миропомазания при совершении ритуала. Белый цвет, который имело большинство крестильных рубашек, символизировал духовную чистоту новорожденного. Считалось, что во время своего крещения Иисус Христос также был одет в белую прямую рубаху. В более поздние времена крестильные рубашки украшались особым образом, чтобы подчеркнуть важность и торжественность крещения. В среде аристократии и состоятельных горожан крестильные рубашки хранились на протяжении всей жизни человека как семейная реликвия, но в небогатых семьях из-за относительно большой стоимости эти предметы все же переходили от старших детей к младшим. Обычно крестильную рубашку не носили, но в случае болезни, когда остальные известные средства не помогали, ребенка часто одевали в нее, подчеркивая тем самым, что его судьба в руках Бога. Если младенец умирал, что в те времена происходило, к сожалению, достаточно часто, крестильная рубашка становилась для него погребальным одеянием. Представленный предмет, который бытовал в городской среде и был довольно типичен для своего времени, богато украшен «английским шитьем» — особой техникой, сочетающей черты вышивания белыми нитками, ришелье и игольчатого кружева. Несмотря на название, эта техника появилась в Чехии и долгое время использовалась в странах Восточной Европы. Однако с 1840-х годов она входит в моду в Англии и становится настолько популярной там, что в Западной Европе и Америке воспринимается уже как часть британской культуры. Это довольно иронично, учитывая, что оригинальные традиции вышивания на острове Британия имеют более чем тысячелетнюю историю: первым памятником английской вышивки считается мантия святого Губерта, который среди прочего является и покровителем Гродно, найденная в его гробнице в 909 году. Капор детский. Бельгия. 2-ая половина XIX века. Лен, кружево; шитье машинное. Детская мода как явление появилась достаточно поздно – не ранее второй половины XVIII века. Считается, что идейной основой для понимания того, что дети не являются всего лишь уменьшенной копией взрослых, стала работа Жана-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). До этого времени элементы детского костюма, как правило, копировали взрослые образцы, отличаясь только размерами. Однако и позже различные предметы одежды для детей изготавливали с учетом современных тенденций и предпочтений. Свидетельством этого является представленный капор. Подобные предметы стали частью женского костюма с начала XIX века, время от времени то выходя из моды, то вновь приобретая актуальность. Однако в костюме младенцев из состоятельных семей они были представлены на протяжении практически всего столетия, главным образом, из-за удачного сочетания … Читать далее Виртуальная выставка «Детство»