Виртуальная выставка «Обувь»

Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Обувь». 

Прейльский историко-прикладной музей

Есть ли на земле уголок, куда никогда бы не ступила нога человека? За тысячу лет были покорены как самые высокие вершины, так и самые глубокие каньоны и низины. Сможет ли человечество обойтись без правильной обуви — от самых обычных кожаных мокасин и постолов до культовых «Air Jordan». Куда бы вы ни пошли, у вас всегда будет обувь — со своим отпечатком и своей историей.

Коллекция обуви в коллекции Прейльского историко-прикладного музея относительно невелика, но она формирует полную картину того, что обувь была действительно важным атрибутом для жителей Прейли, используемым в ХХ веке.

Кожаная обувь. 1930-е годы

Кожаная обувь Еликамиды Ивановой — одна из лучших в коллекции музея. Туфли имеют высокий каблук и декоративную шнуровку по верху. Каждая деталь показывает мастерство рук работников обувной фабрики Д. Могильникова, работающую в Риге, которая продвигает высокие стандарты качества основателя фабрики – Давида Могильникова, который получил золотую медаль за качество его продукции на вставке в Париже в 1927 году.

Е. Иванова жила в Прейли, всю жизнь проработала на Прейльской почте, но в свободное время активно участвовала в общественной жизни города. Не ясно, как Е. Иванова получила эти туфли, может быть, ее брат — известный композитор Янис Иванов – подарил ей их. Однако в конце 1940-х годов Дж. Иванова отдала свои туфли своей соседке по комнате Матрене Котеровой, которая не могла продолжать носить туфли, потому что они были слишком маленькими, но высоко оценила качество подарка, храня его.

Паттены. 1940-е годы

Паттены, или туфли на деревянной подошве, назывались klikatiņas (вероятно, из-за их специфического звука при ходьбе). Созданы во время Второй мировой войны, принадлежал Валентине Дзене, которая живёт в деревне Дзени, Прейльского района.

Из-за недостатка в обуви, klikatiņas стали широко использоваться женщинами во время войны, также их называли «Бережливая обувь». Такая обувь была широко популяризирована в прессе во время немецкой оккупации. Например, 15 марта 1942 года газета «Darbs un Zeme» опубликовала объяснение, почему женщины должны носить такую ​​обувь, а также образцы узорчатой обуви, используемой в Германии, с чертежами и инструкциями по изготовлению. Паттены состояли из деревянных подошв и кожаных ремней. Для повышения гибкости подошвы ее распиливали на две части, соединия затем их полоской кожи. Вместо кожи можно было использовать ткань или подвязки.

Кожаная обувь. 1930-е — начало 1940-х гг.

В 2016–2018 годах было проведено несколько раскопок около еврейского кладбища Прейли, где летом 1941 года убили евреев Прейли и его окрестностей. Целью раскопок было определение границ места захоронения для последующего благоустройства территории и создания мемориала. В ходе работ была определена граница одной братской могилы, а также получены очень ценные предметы – обувь жителей Прейли, погибших во время Холокоста.

Летом 1944 года немецкие войска отступали по всей территории Латвии, пытаясь скрыть свои преступления, они сжигали тела убитых. То же самое произошло в Прейли. 20 найденных ботинок лежали на краю братской могилы, нетронутой огнем.

Эти красные женские сандалии с высоким каблуком и декоративным «листом» на пальце ноги, является не только свидетельством того, какую обувь использовали в Прейли в начале 1940-х годов до немецкой оккупации, но и уникальное свидетельство о Холокосте в Прейли и по всей Латвии.

Гродненский государственный музей истории религии

Обувь является важной частью костюма и защищает ступни от воздействия холода, грязи, влаги и механических повреждений острыми камнями, шипами, корнями деревьев, выступающими над поверхностью почвы.

Наиболее древним видом обуви на территории Беларуси являются плетеные из лыка или коры лапти, с давних времен известные как славянам, так и балтам. Как минимум с конца XVI века лаптями могли называть и кожаную обувь, более известную как постóлы, или поршни. Кроме лаптей из лыка или коры и постолов к  традиционной на территории Гродненской области также относится обувь из кожи или полотна на деревянной основе, сукна, льняных веревок, ниток. Интересно, что лапти из лыка или коры, даже выйдя из обихода, могли сохранять обрядовое значение. В некоторых деревнях считалось, например, что если умершего похоронить в кожаной обуви, то животное, из кожи которого она сделана, на том свете потревожит усопшего, требуя обратно свою кожу. Во время свадьбы жениху и невесте дарили лапти как символ верности, чтобы молодожены всегда были в паре.

В отличие от сельского населения, жители городов носили практически исключительно кожаную обувь. Постолы, которые широко используются в IX-XIII веках, постепенно дополняются сапогами, полусапогами и туфлями на невысоком кожаном каблуке. Это неудивительно, ведь, например, Гродно был известным центром выделки кож, что отражено даже на знаменитой гравюре Цюндта (Matthias Zündt, 1568). Найденная археологами в Гродно средневековая обувь отличается лаконичностью форм и практически полным отсутствием декора в сравнении с обувью из Минска, Бреста или Полоцка.

Постóлы (поршни). Беларусь. Начало ХХ в. Кожа, шитье.

Постóлы, которые использовались в Гродненском регионе еще в начале ХХ века, отличаются от современной обуви отсутствием твердых деталей (подошвы, спинки, пятки). Изначально они изготавливались, как правило, без использования специальных инструментов или обувных колодок из одного куска кожи, края которого загибались. Для закрепления постол на ноге в заготовке делались сквозные прорези, через которые протягивались ременные оборки. Более сложным вариантом были постолы из двух кусков кожи, внешний из которых на носках прорезался. В прорези вплетали кожаные ремешки или шнурки, создавая таким образом ажурный узор.

Колодка обувная. Мастер Миканович Иван Петрович. д. Минютевка Шчучинского района. 1925-1927 гг.

Обувная колодка (бел. «капыл») — это кусок дерева в форме ступни, на котором сапожник традиционно изготавливает обувь.

Хотя обувные колодки находили во время археологических раскопок древних Полоцка, Минска, Бреста в слоях XI – XIII веков, они долгое время оставались атрибутом городских ремесленников и почти не использовались в деревнях. Однако постепенно профессиональный уровень сельских мастеров рос, и они начинали использовать все более совершенные средства. Поэтому даже в производстве примитивной обуви из лыка или пеньковых веревок к началу ХХ века повсеместно использовали колодки, как правило, из березы или ольхи с набитыми на них гвоздями.

Изначально колодки целиком изготавливались вручную специально для каждой пары обуви. Колодки разных мастеров отличались друг от друга, поэтому в белорусском языке сохранился фразеологизм «рабіць на свой капыл», означающий «делать что-то по-своему».

Детская обувь («пинетки»). Франция. Конец XIX века. Кожа, кость, шитье

До середины XIX века об обуви для самых маленьких практически не задумывались. Младенцы туго пеленались, и в изготовлении особой обуви для них не видели необходимости. Миниатюрные ботиночки стали распространяться после 1860 г., когда французский мастер Франсуа Пине (François Pinet) начал производство детской обуви. Пине к тому времени уже был известен в Париже как модный производитель женских туфель, его популярность быстро росла, к тому же он стал одним из первых, кто ставил авторские клейма на свои изделия. Обувь Пине, которого вместе с Чарльзом Уортом считают одним из создателей феномена haute couture, относилась к элитной, но находила ценителей и за границей, в том числе в Российской империи. Туда активно поставляли и детскую обувь Пине, поэтому скоро и изделия других мастеров, подобные ей, стали называть пинетками.

Первые детские ботиночки Пине представляли собой мягкую обувь без жесткой подошвы, которая крепилась на ноге с помощью пуговицы. Представленная пара является несколько более поздней закрытой вариацией на трех пуговицах, предназначенной для носки в прохладную погоду. 

Паневежский краеведческий музей

Основное предназначение обуви — защитить ноги от внешних воздействий. В то же время это музейные реликвии разных периодов, отражающие моду эпох, культурные традиции и экономическое положение. Обувь может описывать состояние человека, место проживания, социальный класс или даже род занятий. Пословицы и поговорки, встречающиеся в литовском фольклоре, свидетельствуют о том, что сам человек мог быть описан по его обуви.

Примеры обуви из разных эпох, хранятся в фондах Паневежского краеведческого музея: женская, мужская, детская обувь, ручная работа и фабричная обувь. Старейшие из них произведены в конце ХІХ века. Исключительными примерами является обувь из Паневежиского театра драмы.

Женские лапти . 1930–1940- е гг. Фотография Г. Картанаса .

Лапти — это традиционная обувь ручной работы, сделанная из полос коры деревьев (обычно липы, ивы или ивы) изнутри, называемой лубом. Эти лапти скручиваются по диагонали из двух полос длиной 2 метра и шириной 2 сантиметра. По бокам для лапника устанавливаются петли (не сохранились). Перед тем, как надеть лапти, мужчины обматывали ноги портянками, женщины надевали носки. Подошвы были оплетены толще, иногда подшивались кожей. Лапти носили круглый год. Зимние лапти были длиннее и шире, изнутри утеплялись грубой тканью или кожей. Дольше всего их носили в регионах Аукштайтии и Дзукии — даже до середины ХХ века.

Мужские кожаные сапоги с высоким голенищем. Середина ХХ века. Фотография Г. Картанаса .

Это были сапоги ручной работы, сделанные сапожником. Подошва укреплена деревянными гвоздями. В межвоенный период такую ​​обувь носили крестьяне, мастера, в послевоенное время — литовские партизаны. Эта пара обуви выставлена ​​в Паневежском краеведческом музее на выставке сопротивления и движения Саюдиса .

Обувь колдуна Остроголового из спектакля Паневежского драматического театра «О тех, кто любит».

Спектакль поставил в 1955 году режиссер Йонас Алекна по пьесе Александра Антокольского. Роль колдуна Остроголового была исполнена актером Брониусом Бабкаускасом.  

О проекте ENI-LLB-1-244 «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях»

Проект направлен на создание платформы приграничного сотрудничества, создающей предпосылки для обеспечения растущего интереса туристов и посетителей к культурному и историческому наследию в приграничных районах Латвии, Литвы и Беларуси.

Этот проект финансируется Европейским Союзом.

Бюджет проекта: 367 864,64 евро, из них финансирование ЕС 331 078,17 евро, что составляет 865 111,50 белорусских рублей

Срок реализации проекта: 1 июня 2020 г. – 31 мая 2022 г.

Программа трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 в рамках Европейского инструмента соседства

http://europa.eu/

 http://www.eni-cbc.eu/llb

https://eeas.europa.eu/delegations/belarus_en

Прокрутить вверх