Виртуальная выставка «Резьба по дереву»
Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Резьба по дереву». Прейльский музей истории и прикладного искусства Сундук с приданым. Конец 19 века — начало 20 века. В конце 19 века — начале 20 века типичной мебелью для хранения различных предметов и одежды в Латгалии был сундук для приданого или скрейне. В Латгалии такие сундуки с приданым обычно раскрашивали в зеленый или синий цвет, украшали их разноцветными штампами, создавая цветочную тематику. Кроме того, сундуки для приданого дополнялись тонкими гладкими металлическими полосами, выкрашенными в черный цвет, особенно на корпусе, углах и крышке сундуков. Предположительно, таким образом сундук получал дополнительную прочность, что сделало его более удобным для транспортировки, потому что не только дочери латгальских крестьян должны были переехать в близлежащие деревни после свадьбы – часто всей семье приходилось переезжать в поисках лучшей жизни. Деревянное ведро. Конец 19 века — начало 20 века. До середины 20 века дерево было самым распространенным материалом в домашнем хозяйстве латгальского крестьянина. Оно было широко доступно, легко обрабатывалось при создании чего-то нового и при необходимость легко заменялось. Также не было недостатка в мастерах, ведь навыки обработки дерева передавались от отца к сыну на протяжении многих поколений. Из дерева делали не только домашнюю мебель, но и предметы быта, например, деревянные ведра. Для их изготовления в каждом доме были шаблоны для ведра определенного размера. Вначале древесина обрабатывалась путем вырезания деревянных досок необходимого размера и формы, затем их подгоняли друг к другу, присоединяли дно ведра и скрепляли корпус деревянным обручем. Поскольку древесина намокала, ведра этого типа можно было безопасно использовать для переноски и хранения самых разных жидкостей. В середине 20 века представленное в музейной коллекции ведро было затянуто металлической проволокой, заменив оригинальные деревянные обручи и ручку для дальнейшего использования.Декоративные оконные элементы. Первая половина 20 века. До первой половины 20 века, когда электричество было редкостью во многих загородных домах, окно было основным источником света в комнате. Поэтому окна домов были специально декорированы, что указывало на их большую значимость в повседневной жизни крестьян, когда все работы начинались и заканчивались при дневном свете. Декоративные элементы окон делали мастера по дереву. В Прейли, это были мастера из местных старообрядческих деревень, которые посещали дома, с которыми прошлым летом был заключен договор или предлагали свои ремесленные навыки для работы в следующем году. Декоративные элементы окна состояли из 3 частей — верхней части (венец окна, профилированный карниз и фасадная доска), средней части с боковыми досками и подоконника в нижней части окна. При создании этих элементов использовались различные геометрические орнаменты и природные мотивы — птицы, звезды, растительные завитки и т.д. В богатейших семьях также устанавливались декоративные ставни на окнах, символически закрывающие их после захода солнца, что еще больше подчеркивало большую связь человека с ритмами окружающей природы. Гродненский государственный музей истории религии Музейная коллекция “Дерево” Гродненского государственного музея истории религии, которая начала формироваться в 1974 году, насчитывает более 650 предметов. В ее состав входят скульптура ХVІ-ХХ в. (католические святые, ангелы, распятия), декоративная резьба из интерьеров костелов и церквей, скульптура малых форм (животные, мифические существа, сказочные персонажи), предметы этнографии и быта (формы для пасхальных куличей, посуда, ложки, сундуки, прялки, челноки, веретена, прялки, мебель, декоративные произведения и др.), которые имеют не только утилитарное, но и ритуальное назначение и необходимы для отображения календарной и семейной обрядности белорусов, а также скульптура восточных религий. Наиболее ценными музейными предметами в музейной коллекции являются памятники «круглой скульптуры». Круглая скульптура – неотъемлемый атрибут художественного убранства католической церкви. В Беларуси его чаще всего делали из дерева. Дерево – материал не слишком долговечный, поэтому каждое произведение, не тронутое временем, войной и огнем и сохранившееся до нашего времени, — величайшая ценность для искусства Беларуси, образец для подражания для современных мастеров. Святой Казимир. Беларусь. 1630-е гг. Дерево. Резьба. Святой представлен в рост, в свободной шубе, горностаевой пелерине. На шее массивная цепь с овальным медальоном, на голове княжеская корона. Раннеборочная стилистика отразилась в плавной линии силуэта фигуры, статичной позе, реалистичном выражении лица с индивидуализированными чертами. Гармония и ритм наблюдаются в деликатно драпированных складках одежды, полукруглых абрисах пелерины, цепи и воротника. Предмет происходит из костёла в деревне Квасовка Гродненского р-на, известном с 1626 г. Стилистические особенности, топографическое происхождение, особенности развития культа святого определяют датировку 1630-ми гг. Святой Казимир (1458 – 1484) – небесный покровитель Великого Княжества Литовского, сын короля польского и великого князя литовского Казимира Ягеллончика. Умер в Гродно, похоронен в Виленском кафедральном костёле. Культ королевича начал развиваться сразу после его смерти, но особенно быстро после канонизации в 1602 г. Зачастую изображения святого Казимира соседствовали в храмах с изображениями святого Станислава, который считался покровителем Польского королевства. Скульптура. Ангел с трубой. Беларусь. ХVІІІ в. Дерево. Левкас, полимент, резьба, позолота, роспись полихромная. Ангел представлен в рост, в длинном кафтане. Согнутая в колени правая нога выставлена чуть вперёд. В левой руке труба, за спиной – расправленные крылья с рельефно моделированным опереньем. Стремление к передаче движения, уравновешенность в сочетании с некоторой декоративностью, трактовка эффектно завязанного бантом пояса, простонародный типаж, формальная передача анатомии тела – характерные черты “низового” барокко ХVІІІ века, к которому относится эта скульптура. Ангелы с музыкальными инструментами отражали представления о божественном происхождении музыки и главном её предназначении – прославлять Творца. Распятие. Беларусь. XVI в. Дерево. Резьба, полихромия. Распятие – самое раннее пластическое изображение в интерьере христианского храма. В средневековых храмах оно обычно располагалось наверху перед пресвитерием или у главного алтаря, а также у входа. В фондах Гродненского государственного музея истории религии давно хранилось деревянное полихромное распятие, которое предположительно датировалось XIX веков. В связи с подготовкой новой музейной экспозиции, в которой должна была быть представлена скульптура, возникла необходимость уточнить время ее изготовления. В ходе специального исследования выяснилось, что предмет может иметь более раннее происхождение. В связи с этим музей обратился за помощью к госпоже Марии Матушакайте (Каунас, Литва), которая много лет занималась исследованием искусства деревянной скульптуры на бывших землях Великого княжества Литовского. Исследователь обратила внимание на фасон перизомы, которая плотно облегает тело Христа. Ее драпировка с равномерно сложенными прямыми складками по бокам – главная характерная особенность, позволяющая отнести памятник к XVI веку. … Читать далее Виртуальная выставка «Резьба по дереву»
Скопируйте и вставьте этот URL на ваш сайт под управлением WordPress
Скопируйте и вставьте этот код на ваш сайт