Виртуальная выставка «Резьба по дереву»

EU-LV-LT-BY-programme-logo_ru_rgb.-e1580912745106

Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Резьба по дереву».

Прейльский музей истории и прикладного искусства

Сундук с приданым. Конец 19 века — начало 20 века.

В конце 19 века — начале 20 века типичной мебелью для хранения различных предметов и одежды в Латгалии был сундук для приданого или скрейне. В Латгалии такие сундуки с приданым обычно раскрашивали в зеленый или синий цвет, украшали их разноцветными штампами, создавая цветочную тематику. Кроме того, сундуки для приданого дополнялись тонкими гладкими металлическими полосами, выкрашенными в черный цвет, особенно на корпусе, углах и крышке сундуков. Предположительно, таким образом сундук получал дополнительную прочность, что сделало его более удобным для транспортировки, потому что не только дочери латгальских крестьян должны были переехать в близлежащие деревни после свадьбы – часто всей семье приходилось переезжать в поисках лучшей жизни.

Preili 1

Деревянное ведро. Конец 19 века — начало 20 века.

До середины 20 века дерево было самым распространенным материалом в домашнем хозяйстве латгальского крестьянина. Оно было широко доступно, легко обрабатывалось при создании чего-то нового и при необходимость легко заменялось. Также не было недостатка в мастерах, ведь навыки обработки дерева передавались от отца к сыну на протяжении многих поколений. Из дерева делали не только домашнюю мебель, но и предметы быта, например, деревянные ведра. Для их изготовления в каждом доме были шаблоны для ведра определенного размера. Вначале древесина обрабатывалась путем вырезания деревянных досок необходимого размера и формы, затем их подгоняли друг к другу, присоединяли дно ведра и скрепляли корпус деревянным обручем. Поскольку древесина намокала, ведра этого типа можно было безопасно использовать для переноски и хранения самых разных жидкостей. В середине 20 века представленное в музейной коллекции ведро было затянуто металлической проволокой, заменив оригинальные деревянные обручи и ручку для дальнейшего использования.Декоративные оконные элементы. Первая половина 20 века.

До первой половины 20 века, когда электричество было редкостью во многих загородных домах, окно было основным источником света в комнате. Поэтому окна домов были специально декорированы, что указывало на их большую значимость в повседневной жизни крестьян, когда все работы начинались и заканчивались при дневном свете. Декоративные элементы окон делали мастера по дереву. В Прейли, это были мастера из местных старообрядческих деревень, которые посещали дома, с которыми прошлым летом был заключен договор или предлагали свои ремесленные навыки для работы в следующем году. Декоративные элементы окна состояли из 3 частей — верхней части (венец окна, профилированный карниз и фасадная доска), средней части с боковыми досками и подоконника в нижней части окна. При создании этих элементов использовались различные геометрические орнаменты и природные мотивы — птицы, звезды, растительные завитки и т.д. В богатейших семьях также устанавливались декоративные ставни на окнах, символически закрывающие их после захода солнца, что еще больше подчеркивало большую связь человека с ритмами окружающей природы.

Гродненский государственный музей истории религии

Музейная коллекция “Дерево” Гродненского государственного музея истории религии, которая начала формироваться в 1974 году, насчитывает более 650 предметов. В ее состав входят скульптура ХVІ-ХХ в. (католические святые, ангелы, распятия), декоративная резьба из интерьеров костелов и церквей, скульптура малых форм (животные, мифические существа, сказочные персонажи), предметы этнографии и быта (формы для пасхальных куличей, посуда, ложки, сундуки, прялки, челноки, веретена, прялки, мебель, декоративные произведения и др.), которые имеют не только утилитарное, но и ритуальное назначение и необходимы для отображения календарной и семейной обрядности белорусов, а также скульптура восточных религий.

Наиболее ценными музейными предметами в музейной коллекции являются памятники «круглой скульптуры». Круглая скульптура – неотъемлемый атрибут художественного убранства католической церкви. В Беларуси его чаще всего делали из дерева. Дерево – материал не слишком долговечный, поэтому каждое произведение, не тронутое временем, войной и огнем и сохранившееся до нашего времени, — величайшая ценность для искусства Беларуси, образец для подражания для современных мастеров.

Святой Казимир. Беларусь. 1630-е гг. Дерево. Резьба.

Святой представлен в рост, в свободной шубе, горностаевой пелерине. На шее массивная цепь с овальным медальоном, на голове княжеская корона.

Раннеборочная стилистика отразилась в плавной линии силуэта фигуры, статичной позе, реалистичном выражении лица с индивидуализированными чертами. Гармония и ритм наблюдаются в деликатно драпированных складках одежды, полукруглых абрисах пелерины, цепи и воротника. Предмет происходит из костёла в деревне Квасовка Гродненского р-на, известном с 1626 г. Стилистические особенности, топографическое происхождение, особенности развития культа святого определяют датировку 1630-ми гг.

Святой Казимир (1458 – 1484) – небесный покровитель Великого Княжества Литовского, сын короля польского и великого князя литовского Казимира Ягеллончика. Умер в Гродно, похоронен в Виленском кафедральном костёле. Культ королевича начал развиваться сразу после его смерти, но особенно быстро после канонизации в 1602 г. Зачастую изображения святого Казимира соседствовали в храмах с изображениями святого Станислава, который считался покровителем Польского королевства.

Grodno 1

Скульптура. Ангел с трубой. Беларусь. ХVІІІ в. Дерево. Левкас, полимент, резьба, позолота, роспись полихромная.

Ангел представлен в рост, в длинном кафтане. Согнутая в колени правая нога выставлена чуть вперёд. В левой руке труба, за спиной – расправленные крылья с рельефно моделированным опереньем.

Стремление к передаче движения, уравновешенность в сочетании с некоторой декоративностью, трактовка эффектно завязанного бантом пояса, простонародный типаж, формальная передача анатомии тела – характерные черты “низового” барокко ХVІІІ века, к которому относится эта скульптура.

Ангелы с музыкальными инструментами отражали представления о божественном происхождении музыки и главном её предназначении – прославлять Творца.

Grodno 2

Распятие. Беларусь. XVI в. Дерево. Резьба, полихромия.

Распятие – самое раннее пластическое изображение в интерьере христианского храма. В средневековых храмах оно обычно располагалось наверху перед пресвитерием или у главного алтаря, а также у входа.

В фондах Гродненского государственного музея истории религии давно хранилось деревянное полихромное распятие, которое предположительно датировалось XIX веков. В связи с подготовкой новой музейной экспозиции, в которой должна была быть представлена скульптура, возникла необходимость уточнить время ее изготовления. В ходе специального исследования выяснилось, что предмет может иметь более раннее происхождение. В связи с этим музей обратился за помощью к госпоже Марии Матушакайте (Каунас, Литва), которая много лет занималась исследованием искусства деревянной скульптуры на бывших землях Великого княжества Литовского.

Исследователь обратила внимание на фасон перизомы, которая плотно облегает тело Христа. Ее драпировка с равномерно сложенными прямыми складками по бокам – главная характерная особенность, позволяющая отнести памятник к XVI веку. Только в произведениях скульптуры и живописи эпохи Возрождения можно было найти прямые или почти прямые складки перизомы, которые образуют параллельные группы, довольно плотно обволакивающие тело. Они намного короче складок мягкой готики и не возвышаются, как готические складки так называемого «ломаного стиля».

В результате исследователь пришла к выводу, что скульптура выполнена в местной традиции талантливым мастером, который не копировал работы известных скульпторов, а использовал местный тип.

Grodno 3

Паневежский краеведческий музей

По словам Симонаса Даукантаса, автора первой «Истории Литвы» на литовском языке, когда-то «вся земля была похожа на целый лес». Дерево использовалось и как сырье, и как основной строительный материал: до середины 20 века в традиционной литовской деревне все приусадебные постройки были деревянными; большинство рабочих инструментов, деталей интерьера, мебели, посуды, столовых приборов также из дерева; даже предметы домашнего обихода, такие, как обувь, расчески, чемоданы, сумки и т. д., были сделаны из дерева. С деревом работали разные мастера: плотники, колесники, мастера по изготовлению прялок, зонтов, крестов и сабо, бондари и многие другие. Ремесленники использовали в своих работах все части дерева: не только древесину, но и кору, корни. Деревянными также были традиционные музыкальные инструменты, детские игрушки и церемониальные маски Ужгавенес (литовский праздник, который проводится на седьмой неделе перед Пасхой, соответствует Масленице). Дереву также придавалось сакрально-мифическое значение: деревянными были сакральные памятники малой архитектуры, такие как кресты или часовни, которые возводились на кладбищах, возле усадеб, возле дорог или сельскохозяйственных угодий; а также в память особых событий. Символы древа жизни вырезались на женских орудиях труда, изображались на мебели и ткани, вышивались или вязались крючком на традиционных текстильных изделиях. Таким образом, дерево является неотъемлемой частью повседневной и сакральной жизни литовцев, сопровождая ее от рождения до смерти — от колыбели до гроба.

В Паневежском краеведческом музее хранится много традиционных предметов из дерева, самые ранние из которых датируются концом XVIII века. Традиционные изделия из дерева делятся следующим образом: 1) строительные конструкции, элементы декора и строительные приспособления; 2) малые архитектурные памятники: кресты, кровельные столбы, часовни; 3) сакральная скульптура из дерева; 4) предметы домашнего обихода и аксессуары; 5) рабочие инструменты мастеров; 6) рабочие инструменты для различных предприятий; 7) музыкальные инструменты. Для презентации мы отобрали наиболее ценные экспонаты малых архитектурных памятников, сакральную деревянную скульптуру, музыкальные инструменты, рабочие инструменты.

Кресты Винцаса Свирскиса (конец XIX века) на музейной выставке «Кресты в Паневежском районе». Фото Г. Лукошявичюса, 2005 г.

В Литве людей, создававших деревянные кресты, столбы на крышах, столбы часовен, резные скульптуры святых, называют мастерами креста или боготворцами. Из-за своей уникальности и ценности литовское изготовление крестов было включено в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2001 году. Винцас Свирскис (1835–1916) был самым известным мастером креста во второй половине XIX — начале ХХ века в Паневежском районе. Он окончил только приходскую начальную школу в период царского владычества, но создал более 200 крестов в стиле народного барокко и крестов-столбов, которые украшали усадьбы земледельцев в районе Западной Аукштайтии, а также были установлены на многих кладбищах. Его кресты уникальны высокими резными скульптурами святых из массива дуба. Скульптуры вырезались мастером не только на пересечении столба и перекладины, но и на нескольких сторонах столба — есть кресты со скульптурами на двух, трех или даже четырех сторонах. Высота скульптур на столбе креста составляла около 1 метра. Стиль скульптуры В. Свирскиса напоминает барочную церковную скульптуру: пластика, округлость, мягкие формы. Сама форма креста также часто ассоциируется с архитектурой церквей в стиле барокко. О высоком мастерстве художника свидетельствует тот факт, что его работы созданы с использованием примитивных орудий труда: топора, стамески, ножа. В Паневежском краеведческом музее хранятся три креста, созданных В. Свирскисом в конце XIX века, и одна колонна часовни, попавшая в музей из Рамигальского и Крекенавского районов.Четырехструнные канкле (литовский струнный инструмент) Аукштайтского края, на которых исполняются литовские многоголосые песни. Дерево, металл. Начало ХХ века. Фото Т. Стасявичюса.

Как и у большинства народов, литовские традиционные народные инструменты сделаны из дерева. Это духовые инструменты: скудучяй (дудочки), даудите (длинная деревянная труба), рожки, люмзделяй (дудки), свистки; ритмичные: барабаны, табалаи, скрабалаи, клекетай; струнные музыкальные инструменты — канклес. Паневежский край относится к этномузыкальной области, где были распространены литовские многоголосые песни: это архаичные полифонические песни, исполняемые исключительно по принципу женского канона. Были и договорные / литовские многокомпонентные песни: их обычно исполняли мужчины со скудучяй (трубами панда), даудите (длинной деревянной трубой), рогами и канкле. В 2010 году литовская многоголосая песня была включена ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества. Большинство деревянных музыкальных инструментов использовалось пастухами. Исключение составляют канклес. Они считались медитативным инструментом души. Канкле — старинный струнный инструмент балтийского происхождения, известный также в других странах Прибалтики (kanelės, kantelės) и в землях северо-запада Руси (гусли).

Это медитативный церемониальный инструмент: считалось, что игра на канкле может лечить болезни, предотвращать бедствия и контактировать с миром мертвых. Корпус канкле изготовлен из ясеня, клена, дуба, черной ольхи, дека — из ели. По форме инструмента различают три типа канкле. Самые старые из них выполнены в виде лодок или гробов с 4-5 струнами. С такими канкле в нашей стране мужчины исполняли литовские многосерийные песни из двух или четырех частей.

В собрании Паневежского краеведческого музея хранятся уникальные самодельные деревянные музыкальные инструменты: барабан, стянутый костями животных, даудите (длинная деревянная труба) — деревянный инструмент, встречающийся только в этом районе. Только в этом районе найдены и 4-струнные канкле для исполнения многоголосных литовских песен.

Panevezys 2

Прялки. Резьба по дереву. Середина XIX века и конец XIX века. Фото Г. Картанаса.

До XIX века практически все орудия труда крестьян были деревянными. Даже для изготовления орудий для обработки земли использовалось очень мало металла: плуг, борона, лопата или вилы были преимущественно деревянными. «Женские» рабочие инструменты, например, прялки и веретена, ткацкие инструменты — бобины, челноки, инструменты для стирки и глажки — катушки, ножницы, делались с любовью и дарились в подарок, поэтому были так разукрашены и украшены резьбой. В Паневежском музее хранится ценная коллекция богато орнаментированных прялок середины XIX — конца XIX века.

В Литве до начала ХХ века прялки обычно имели форму ланцетовидного ивового листа или усеченного конуса. Самая широкая часть прялки украшалась сегментными кругами, называемыми «солнышками», и растительными мотивами между ними: цветами, ветвями растений и т.д. Основным орнаментом верхней части прялки были птицы или религиозные символы. Такой орнамент передает символ древа жизни, как и само полотно, из которого были сплетены нити. Прялки дополняли веретена, которые также были богато украшены мотивами сегментных «солнц». На женских рабочих инструментах с орнаментом часто размещалась дата изготовления или имя девушки, которой были подарены эти подарки. Деревянные женские орудия труда передают любовь, умелое мастерство, чувство красоты, чувство симметрии и гармонии мужчины, создавшего инструмент. Это ценные художественные экспонаты из Этнографической коллекции.

Panevezys 3

О проекте ENI-LLB-1-244 «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях»

Проект направлен на создание платформы приграничного сотрудничества, создающей предпосылки для обеспечения растущего интереса туристов и посетителей к культурному и историческому наследию в приграничных районах Латвии, Литвы и Беларуси.

Этот проект финансируется Европейским Союзом.

Бюджет проекта: 367 864,64 евро, из них финансирование ЕС 331 078,17 евро, что составляет 865 111,50 белорусских рублей

Срок реализации проекта: 1 июня 2020 г. – 31 мая 2022 г.

Программа трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 в рамках Европейского инструмента соседства

http://europa.eu/

 http://www.eni-cbc.eu/llb

https://eeas.europa.eu/delegations/belarus_en

Прокрутить вверх