Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку – детство.

Прейльский музей истории и прикладного искусства 

 Что общего между богатыми и бедными, мальчиками и девочками? Правильный ответ – детство. Независимо от того, где и когда совершаются первые шаги человека, главная цель ребенка – стать членом общества, полностью интегрировавшись в него. В коллекции Прейльского музея истории и прикладного искусства есть множество свидетельств этого возрастного периода, в том числе различные игрушки и школьные принадлежности.

Единственная кукла археолога Антонии Вилцане. Середина XX века

Антония Вилцане, известная исследовательница городища Ерсика, латвийский археолог из Прейли, в детстве не играла в куклы, ведь машинки старшего брата казались ей намного интереснее. В 60-е годы бумажные куклы были очень популярны в латышских школах, а сама А. Вилцане любила рисовать новые платья и их разукрашивать. Куклы, которые желали все девочки – «Айна» и «Байба» – были очень дорогими, и немногие могли их себе позволить. В свой 16-й день рождения А. Вильцане попросила подарок – куклу. Эту куклу она очень любила и украшала различными способами, например, самодельными бусинами из семян яблока или одалживая брошь, сияющую в темноте, у матери. Когда Антония пошла в среднюю школу в Прейли, а затем в Рижский университет, кукла оставалась дома на книжной полке. Позже она была передана Прейльскому музею истории и прикладного искусства.

Азбука Яниса Стрейчса. 1937 г.

Именно с помощью азбуки дети знакомились с языком, узнавали, как он устроен, как звуки превращаются в буквы, а затем в слова, создавая красивую и плавную речь. Чтобы облегчить обучение, учебный материал был дополнен изображениями слов, которые нужно было учить. Большинство из них были нарицательными существительными, с которыми ребенок уже познакомился. В конце учебника опубликованы некоторые легко читаемые стихи для закрепления знаний. В коллекции Прейльского музея хранится вышедшая в 1937 году на латгальском языке азбука, по которой научился читать известный латвийский кинорежиссер Янис Стрейчс, родившийся в 1936 году в Прейльской волости.

Организация «Мазпулскис» прихода Рудзати, 1930-е гг.

  1. Фотография. Участники организации «Мазпулскис» Рудзатской волости Даугавпилсского уезда. Второй слева в последнем ряду – владелец значков Юрис Пинтанс (1919-2008).
  2. Нагрудный знак формы участника организации «Мазпулскис».
  3. Номерной знак организации «Мазпулскис» Рудзатской волости № 766.
  4. Значок форменной шапки участника «Мазпулскис».

В начале ХХ века во всех странах мира начали формироваться неправительственные и общественные образовательные ассоциации, клубы и организации для детей и молодежи. Более широко известны движения скаутов и девушек-гидов, но местные аналоги были созданы во многих странах мира. Автор идеи организации латвийских «Мазпулскис» – латвийский политик и глава авторитарного режима с 1934 года Карлис Улманис, позаимствовавший идею у «4-H» (4 буквы H в ее названии означают head, hands, heart, health – голова, руки, сердце, здоровье), сети молодежных организаций США. Начало деятельности «Мазпулскис» относят к 1929 году, когда это слово впервые упоминается в письменной форме. «Мазпулскис» переняли у «4-Н» структуру, основные ценности и даже символ в виде четырехлистного клеверного листа. Целью организации было способствование более быстрой интеграции молодых людей в общество путем обучения их различным практическим навыкам: ведению домашнего хозяйства, ремеслам, технологиям, созданию и возделыванию экспериментальных полей, развитию физических и творческих способностей. Считалось, что культивируя идею работы в сельском и домашнем хозяйстве, выращивая различные растения и животных, видя достижения и материальные выгоды, человек растет, развивается и становится сильным телом и духом.

Гродненский государственный музей истории религии

В собраниях Гродненского государственного музея истории религии хранятся немало предметов, которые использовались детьми или предназначались для них. Это одежда, книги, живописные работы, игрушки. Некоторые из них представлены в рамках данной виртуальной выставки.

Рубашка крестильная. Франция, 1900 г. Лен, валансьенские кружева; «английская» вышивка

Крестильная рубашка на протяжении многих веков являлась первым предметом одежды младенцев в христианских странах. Обычно она представляла собой длинную и широкую рубаху, крой которой позволял легко надевать и снимать ее, и в то же время иметь возможность открыть руки и ноги ребенка для миропомазания при совершении ритуала. Белый цвет, который имело большинство крестильных рубашек, символизировал духовную чистоту новорожденного. Считалось, что во время своего крещения Иисус Христос также был одет в белую прямую рубаху. В более поздние времена крестильные рубашки украшались особым образом, чтобы подчеркнуть важность и торжественность крещения.

В среде аристократии и состоятельных горожан крестильные рубашки хранились на протяжении всей жизни человека как семейная реликвия, но в небогатых семьях из-за относительно большой стоимости эти предметы все же переходили от старших детей к младшим. Обычно крестильную рубашку не носили, но в случае болезни, когда остальные известные средства не помогали, ребенка часто одевали в нее, подчеркивая тем самым, что его судьба в руках Бога. Если младенец умирал, что в те времена происходило, к сожалению, достаточно часто, крестильная рубашка становилась для него погребальным одеянием.

Представленный предмет, который бытовал в городской среде и был довольно типичен для своего времени, богато украшен «английским шитьем» – особой техникой, сочетающей черты вышивания белыми нитками, ришелье и игольчатого кружева. Несмотря на название, эта техника появилась в Чехии и долгое время использовалась в странах Восточной Европы. Однако с 1840-х годов она входит в моду в Англии и становится настолько популярной там, что в Западной Европе и Америке воспринимается уже как часть британской культуры. Это довольно иронично, учитывая, что оригинальные традиции вышивания на острове Британия имеют более чем тысячелетнюю историю: первым памятником английской вышивки считается мантия святого Губерта, который среди прочего является и покровителем Гродно, найденная в его гробнице в 909 году.

Капор детский. Бельгия. 2-ая половина XIX века. Лен, кружево; шитье машинное.

Детская мода как явление появилась достаточно поздно – не ранее второй половины XVIII века. Считается, что идейной основой для понимания того, что дети не являются всего лишь уменьшенной копией взрослых, стала работа Жана-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). До этого времени элементы детского костюма, как правило, копировали взрослые образцы, отличаясь только размерами. Однако и позже различные предметы одежды для детей изготавливали с учетом современных тенденций и предпочтений. Свидетельством этого является представленный капор. Подобные предметы стали частью женского костюма с начала XIX века, время от времени то выходя из моды, то вновь приобретая актуальность. Однако в костюме младенцев из состоятельных семей они были представлены на протяжении практически всего столетия, главным образом, из-за удачного сочетания функциональности и эстетичности.

Детские капоры украшались кружевами, что с появлением машинного производства кружев и увеличением их доступности стало приобретать все большее распространение.

Погремушка-свисток с колокольчиками. Англия. XIX в. Серебро, слоновая кость; литье, чеканка, резьба.

Погремушки относятся к числу старейших игрушек в мире. Хотя точное время появления погремушек неизвестно, очевидно, что изначально они имели ритуальную функцию и использовались шаманами в обрядах первобытной магии.  В роли первых детских погремушек, которые прежде всего имели функцию оберега, выступали коробочки с семенами растений, однако постепенно начинают появляться и погремушки, созданные руками человека. Наиболее древние из них найдены в Египте и относятся к IV тысячелетию до нашей эры. Детские погремушки использовались в Древней Греции и Риме и изготавливались из дерева или керамики.

Погремушки из серебра появились в Европе не позднее XVI века. Чаще всего это были кольца или свистки с бубенчиками, а также полые сферы с шариками внутри. К XIX веку погремушки украшались драгоценными камнями, кораллами, перламутром. Обычно игрушки вешали ребенку на шею и прикрепляли к его руке. Представленный предмет на одном конце имеет наконечник из слоновой кости, который должен был облегчить боль при прорезывании зубов. На другом конце игрушки свисток. Такие погремушки стали любимым подарком на крестины. Популярность серебряных погремушек объяснялась и тем, что издавно было известно об особых свойствах этого металла, которые люди тогда еще не могли объяснить с научной точки зрения. Серебро содействовало заживлению небольших ранок и не вызывало язв во рту ребенка, когда тот пробовал погремушку на вкус. Интересно, что в уже упоминавшейся книге “Эмиль” Руссо критикует использование богато украшенных погремушек из серебра или золота, считая это ненужным излишеством.

Существует довольно много изображений младенцев их различных династий монархов, которые изображались с подобными погремушками. Даже в правящих фамилиях существовала традиция передавать погремушки из поколения в поколение. Некоторые из подобных предметов фактически использовались более сотни лет. Например, известна фотография наследника российского императорского престола Николая Александровича, будущего императора Николая II,  с погремушкой, созданной еще в 1740-х годах для малолетнего российского императора Иоанна Антоновича.

Паневежский краеведческий музей

Мы всю жизнь помним впечатления или чувства, которые больше всего влияли на наше детское воображение. Мы не сталкиваемся с ними каждый день. Обычно их вызывают ассоциации – знакомый запах или мелодия, любимая игрушка или книга, которую много раз пролистывали и читали. Фотографии также могут вызвать воспоминания. Со временем они приобретают ценность не только для тех, кто запечатлен на фотографиях, но и для людей, которые их совсем не знают, пытаясь прочитать и понять знаки прошлого, узнать больше о культуре, обычаях, традициях и моде. 

 

Из собраний Паневежского краеведческого музея для этой выставки были отобраны книга, игрушка – лошадка-качалка, а также фотографиа мальчика, сидящего на такой же лошади, и фотография, иллюстрирующуя исчезнувшие традиции эпох.

Обложка книги Стасиса Эйдригявичюса „41 приключение Длинноносого”. Государственное учреждение Kultūros barų leidykla, 2017

Стасис Эйдригявичюс – график, живописец, плакатист, иллюстратор, создатель инсталляций и хэппенингов, родом из Паневежского края. Представленная работа – далеко не первая иллюстрированная детская книга художника. В 1978 году он нарисовал гуашью иллюстрации к рассказу Витауте Жилинскайте «Робот и бабочка», а затем проиллюстрировал еще 40 детских книг для литовских, польских, французских и японских издательств. С. Эйдригявичюс не только создавал иллюстрации к этой книге, но и писал стихи. В рисунках художника детство – это не идиллия, это время, когда созревают подсознательные страхи и желания, которые преследуют человека на всю жизнь. 

В 1973 г. С. Эйдригявичюс окончил Государственный художественный институт Литовской ССР (ныне Вильнюсская академия художеств), с 1980 г. живет и работает в Варшаве. В 2001 году он был удостоен Литовской национальной премии в области культуры и искусства; его работы также были отмечены 35 важными международными наградами. Произведения этого художника можно найти в литовских и польских музеях, в Британском музее в Лондоне, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Национальной библиотеке в Вашингтоне, в Музее Ватикана, в Токийской художественной галерее и в частных коллекциях в Литве и за рубежом. В настоящее время в Паневежисе строится Центр искусств Стасиса Эйдригявичюса (SEMC) и формируется коллекция работ художника. Планируется, что SEMC откроется для посетителей в 2023 году.

Мальчик на лошадке-качалке. Паневежис, 1940-е годы. Фото А. Капучинскаса. Детская лошадка-качалка. 1940-1960-е гг.

Эта лошадка-качалка, вероятно, использовалась как реквизит при фотографировании мальчика – у фотографов были разные игрушки, чтобы заинтересовать и успокоить изображенных детей. Известно, что в это же время в Паневежисе в мастерской фотографа Йонаса Цибульскиса было даже чучело волка, которое производило на детей огромное впечатление.

Алексас Фиринаускас в ходунках для младенцев. Межишкяй, ок. 1921 г. Фото В. Фиринаускаса.

На фото видно не только устройство, созданное самим В. Фиринаускасом, чтобы помочь своему сыну ходить, но и традиция одевать мальчиков в платья по практическим соображениям, существовавшая еще в межвоенный период.

О проекте ENI-LLB-1-244 «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях»

Проект направлен на создание платформы приграничного сотрудничества, создающей предпосылки для обеспечения растущего интереса туристов и посетителей к культурному и историческому наследию в приграничных районах Латвии, Литвы и Беларуси.

Это проект финансируется Европейским Союзом.

Бюджет проекта: 367 864,64 евро, из них финансирование ЕС 331 078,17 евро, что составляет 865 111,50 белорусских рублей

Срок реализации проекта: 1 июня 2020 г. – 31 мая 2022 г.

Программа трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 в рамках Европейского инструмента соседства

http://europa.eu/

http://www.eni-cbc.eu/llb

https://eeas.europa.eu/delegations/belarus_en