Честнейшая херувим

  • Автор записи:
  • Рубрика записиExhibitions

Почитание Богоматери – отличительная черта духовной жизни христианина. Ей посвящены храмы, многочисленные литургические песнопения и молитвы, богословские и литературные труды, произведения сакрального искусства.

Культ Девы Марии основывается на догмате Боговоплощения. Через Ее божественная и человеческая природы объединились в Иисусе Христе. Дева Мария стала прямой преемницей Евы – матери всех людей. “Дева Ева изгнала нас из рая, – пишет святой Иоанн Златоуст, – через Деву Марию мы обрели вечную жизнь – чем осуждены, тем и увенчаны”.

Первые изображения Богоматери появляются уже в конце ІІ века в сюжетах Рождества Христова. С течением времени формируются другие иконографические темы житийного цикла. Источниками для них были как канонические Евангелия, так и апокрифы. К V веку в Византии сложились три иконографических типа Богоматери: Одигитрия, или Путеводительница (греч. Οδηγήτρια – Путеводная), Елеуса, или Умиление (греч. Ελεούσα – Милостивая), Оранта, или Молящаяся (от лат. оrans – молящийся). Позже возникает еще один тип икон – акафистные. Они являются иллюстрациями того или иного эпитета, которым Богоматерь прославляется в религиозных гимнах в Ее честь (акафистах, кондаках, тропарях и др).

Белорусская иконография Богородицы восходит к традициям Древней Руси, Византии, Сербии и Болгарии. Они были усвоены и переработаны местными мастерами, а затем объединены со стилистическими особенностями искусства Западной Европы. Под влиянием западноевропейской религиозной живописи белорусские иконописцы XVI–XVIII вв. переосмысливали канонические сюжеты, вводили в них реалистичные элементы: перспективу и глубину пространства, объёмность фигур и ликов, пейзаж, бытовые детали, иногда заимствовали из католической живописи целые композиции. На иконы надевали серебряные оклады и короны.

В каждом крупном городе, местечке, в монастырях, а иногда и в деревенских церквях были свои прославленные чудотворные иконы Богородицы. Из них делали многочисленные списки для храмов, часовенок и домашних божниц. Всего во 2-й пол. XIX века в Беларуси насчитывалось свыше 50 местных чудотворных икон. Иконы Богоматери Остробрамская, Жировичская, Ченстоховская почитались по всей стране. Нередко одна и та же икона становилась объектом поклонения как православных, так и униатов и католиков латинского обряда. Таким образом иконы Богородицы как бы объединяли христиан разных конфессий.

С приходом Новой Евы отношение к женщине стало более уважительным. Среди первых последователей Христа было немало женщин. Они сопровождали Его на Голгофу, стояли у Креста, первыми узнали о воскресении Богочеловека, а затем распространяли христианство по всему миру. Многие отдали жизнь за свои убеждения и погибли мученической смертью, другие посвятили себя апостольскому труду, подвижничеству и милосердию. История христианства подарила нам святых Марию Магдалину, Параскеву, Екатерину, Варвару, Ольгу и многих других.

На выставке представлены произведения сакрального искусства XVII–XX вв. из фондов Гродненского государственного музея истории религии, посвященные Богоматери и святым женщинам.