Выставки за стенами музея предлагаются ученикам общеобразовательных школ.

 

  1. Дивный Бог в святых Своих

История Церкви – это история ее святости. Согласно церковной традиции, существуют люди духовно более опытные, которые выше всех поднялись на пути к совершенству и поэтому способные помогать менее совершенным в их восхождении к Богу. Их называют святыми людьми, святыми угодниками Божьими, святыми заступниками и опекунами.

На выставке представлены иконы святых Православной Церкви,  на которых они изображаются согласно с теми подвигами, которые они совершили в своей жизни, а также книги с житиями христианских подвижников, церковными службами и песнопениями в их честь.

 

  1. Возвращение традиций. День Ангела (Именины)

Согласно учению Церкви, каждый христианин имеет не только своего ангела-хранителя, но и святого опекуна, в честь которого получает имя.

С раннего детства христиане должны уважать свое имя, знать житие своего небесного покровителя и наследовать ему. Празднование Именин, поздравления и подарки на этот праздник – культурные традиции, формировавшиеся на протяжении долгого времени и способствовавшие укреплению семьи. Про эти традиции, с использованием предметов с фондовых коллекций музея и рассказывается на музейном занятии.

 

  1. Семейная традиционная обрядность

Семейная традиционная обрядность белорусов включает в себя в себя комплекс праздников, обрядовых действий, сопровождающих человека на протяжении жизни, осуществляют связь поколений, передачу традиций, мировосприятия. Родильная, свадебная, погребальная обрядность представляет собой синтез двух мощных традиций – народной и христианской. Предметы на выставке помогают отразить сущность обрядов, сформировавшихся в окружении белорусской семьи на протяжении столетий.

 

  1. В крестьянском доме

На этой выставке посетители познакомятся с особенностями домашнего быта, в обустройстве которого значительная роль принадлежала хозяйке-матери, узнают о распределении домашнего пространства и размещении в ней предметов быта, роли матери в сбережении культурных традиций каждой семьи и воспитательных процессах.

 

 

 

  1. Как к нам пришла книга

Выставка посвящена истории появления первых текстов на папирусе, пергаменте, глиняных табличках, восковках, узнают как появлялись книги в средневековье, как было изобретено книгопечатание. На занятии рассказывается и о наших знаменитых земляках – Евфросинии Полоцкой и Франциске Скорине.

 

  1. По тихим улочкам Гродно

Выставка “По тихим улочкам Гродно…” представляет уникальную возможность совершить необычную экскурсию во времени и пространстве по улочкам древнего Гродно. Замковая, Подольная, Мостовая, Неманская, Рыбацкая, Цагляная, Гарбарская, Езерская, Виленская, Доминиканская… — в названиях этих улиц живет история, они рассказывают о внешнегородских контактах, особенностях городского ландшавта и архитектуры, национально- культурных отношениях, занятиях жителей, сохраняют черты более или менее давнего прошлого и память о наших земляках и событиях, происходивших здесь.

Увидеть все это своими глазами помогают посетителям выставки старые открытки с видами города, картины гродненских художников, личные вещи и костюмы горожан, монеты и банкноты, старые уличные номерные знаки и фонари, фрагменты древних строительных материалов.

 

Лекции предлагаются для учеников общеобразовательных школ.

 

  1. Святые корни.

Аудитория – ученики старших классов общеобразовательных школ.

Лекция посвящена культу предков как важной части белорусской традиционной культуры. Слушатели знакомятся со структурой и семантикой погребального обряда, значением культа умерших в аграрной и семейной обрядности белорусов.

 

  1. Древний Гродно.

Аудитория – ученики общеобразовательных школ.

Лекция посвящена древнему периоду истории Гродно XII – XVI вв. Дает представление о развитии исторической застройки города, знакомит с выдающимися памятниками архитектуры, знаменитыми государственными деятелями и полководцами, оказавшими значительное влияние на развитие культуры на наших землях.

 

  1. Звонкое эхо столетий.

Аудитория – ученики общеобразовательных школ.

В лекции идет речь о колоколах как феномене материальной и духовной культуры человечества. Появившись в глубокой древности, колокола менялись вместе с развитием общества. В простой, доступной форме с использованием наглядного материала и предметов из фондов музея лекция показывает колокола в контексте культурного наследия народа.

 

  1. Образ креста и распятия в искусстве.

Аудитория – ученики общеобразовательных школ.

Главный акцент темы лекции сделан на образе креста как символе христианской церкви и христианской веры. Прослеживается влияние христианской идеи креста и распятия на отражение креста и распятия в памятниках сакрального искусства разных христианских традиций – восточной и западной.

 

  1. Символика христианского храма.

Аудитория – ученики общеобразовательных школ.

Лекция знакомит с организацией и символическим значением основных структурных частей храма, канцентрирует внимание на сущностном отличии христианской святыни от языческого святилища.

 

  1. Символика иконы.

Аудитория – ученики старших классов общеобразовательных школ.

Лекция знакомит с историей формирования иконопочитания в христианстве, символикой материала и техники написания икон в православной церкви, с главными символами иконографии Иисуса Христа и наиболее почитаемых Святых, формированием основных иконографических типов в раннем  христианстве и примерами их православных и католических аналогов в Беларуси.

 

  1. Католические костелы и монастыри Гродно (конец XIV XIX вв.)

Аудитория – ученики общеобразовательных школ.

Лекция посвящена истории и архитектуре католических святынь Гродно. Рассматриваются все известные католические святыни – как те, что не сохранились, так и те, что дошли до нашего времени. Затрагивается тема сакрального искусства и архитектурных стилей. Освещается вклад католического сообщества в развитие материальной и духовной культуры Гродно и белорусских земель.

 

  1. Нам осталось наследие. Белоруский народный костюм.

Аудитория – ученики общеобразовательных школ.

Лекция знакомит с ярким достоянием национальной культуры Беларуси – народным костюмом, раскрывает символику отдельных его частей, прослеживает роль и значение народного костюма в семейной обрядности, показывает региональные особенности традиционной белорусской одежды.

 

  1. Связь времен. Белорусский ручник.

Аудитория – ученики общеобразовательных школ.

Лекция знакомит со способами изготовления, украшения, символикой орнамента, обрядового использования, региональных особенностей белорусского ручника.

 

  1. Белорусские мифы и легенды про древних богов.

Аудитория – ученики III – IV-х классов начальной школы.

Лекция знакомит слушателей с богатством белорусского мифологического наследия, с легендами и преданиями, которые рассказывают про древних языческих богов.

Глиняная игрушка, деревянная скульптура, рисунки и др. предметы из фондовых коллекций музея помогают донести до слушателей колоритные образы Белобога, Даждьбога, Ярилы, Перуна, Зюзи, Мараны, Домовика, Русалки, Лесуна и других героев языческой мифологии.

 

  1. Древние промыслы и ремесла белорусов.

Аудитория – ученики начальных классов общеобразовательных школ.

Лекция знакомит слушателей с ремесленной культурой белорусских земель, повествует о средневековых цехах ремесленников, кустарных промыслах и домашних ремеслах. Рассказ о древних ремесленных профессиях плотника, столера, ладейника, огородника, стельмаха, бондаря, гончара, цэнинника, костереза, медника, кузнеца, злотника и др. сопроваждается демонстрацией изделий народных мастеров из разнообразных природных материалов: дерева, лозы, глины, кости, металла.

 

  1. Дохристианские верования и культура древнего населения Беларуси.

Аудитория – ученики старших классов общеобразовательных школ.

В лекции затрагиваются главные вопросы происхождения религии: время и причины возникновения, ранние формы и элементы верований. Дается определение термина “язычество”, рассматривающееся как чрезвычайно многослойная и разветвленная религия, которая включает в себя представления и напластования разных исторических эпох, начиная от культа Великой Богини-Матери, культов предков и животных, до сложного и развернутого пантеона богов периода разложения первобытнообщинного строя. Рассматриваются отличительные черты “белорусского язычества” и его пережитки в самосознании и традиционной культуры белорусов.

 

  1. Святые заступники в православной иконописи и житийной литературе.

Аудитория — ученики общеобразовательных школ, воскресных школ при храмах.

При помощи мультимедийной презентации лекция знакомит с основными особенностями иконографии святых, а также с житийной литературой, посвященной наиболее известным христианским подвижникам.

Людей, которые угодили Богу своей жизнью, в христианской Церкви называют святыми людьми, святыми угодниками Божьими, святыми заступниками и опекунами. На иконах они изображаются согласно с теми подвигами, которые совершили в своей жизни. Изображение каждого святого подвижника имеет свои особенности в одежде, колористике, атрибутах. Подвиги святых заступников отражены и в надписях-именованиях: праотцы, пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные, бессеребренники, ради Христа юродивые (или блаженные) и др.

 

  1. Христианские святыни Беларуси.

Аудитория — ученики общеобразовательных школ, воскресных школ при храмах.

“Святость”, “святые люди”,  “святые мощи”, “святыни”,святые места”, “поломники” – слова, которые используются сегодня не только в церковном окружении. Туристические агентства активно предлагают маршруты “По святым местам”, притягивая внимание к ним рассказами о чудесах, происходящих перед святыми иконами, об исцелениях в святых источниках. Но далеко не все , кто путешествует с целью посещения таких мест, понимают реальный смысл и значение христианских святынь.

При помощи мультимедийной презентации лекция знакомит с наиболее почитаемыми реликвиями Православной и Католической Церквей на белорусских землях, отражает роль христианства в формировании культуры и искусства Беларуси.

 

  1. Жизнь сохранившие (подвиг священников в годы Великой Отечественной войны)

Аудитория — ученики общеобразовательных школ.

Лекция посвящена подвигу православного и католического духовенства в период немецкой оккупации на территории БССР (1941 – 1944). Тема раскрывается при помощи предметов (памятные медали, письма и открытки военных лет из фондов музея, фотографии, документы и др.), которые  помогают ощутить несломленный дух, самоотверженность людей, ценой своей жизни заплатившие за Победу 1945 г.

 

Музейное занятие День Ангела (Именины)

Музейное занятие может быть предложено ученикам общеобразовательных школ, воскресных школ при храмах.

Согласно учению Церкви, каждый христианин имеет не только своего ангела-хранителя, но и святого опекуна, в честь которого получает имя.

С раннего детства христиане должны уважать свое имя, знать житие своего небесного покровителя и наследовать ему.  Празднование Именин, поздравления и подарки на этот праздник – культурные традиции, формировавшиеся на протяжении долгого времени и способствовавшие укреплению семьи. Про эти традиции,  с использованием предметов с фондовых коллекций музея и рассказывается на музейном занятии.

 

Музейные занятия для школьников из цикла

“Путешествие в прошлое Белой Руси”

 

Музейные занятия из цикла “Путешествие в прошлое Белой Руси” предлагаются для учеников общеобразовательных школ.

 

  1. “Из истории книги

На музейном занятии дети познакомятся с историей появления первых текстов на папирусе, пергаменте, глиняных табличках, восковках, узнают как появлялись книги в средневековье, как было изобретено книгопечатание. На занятии рассказывается и о наших знаменитых земляках – Евфросинии Полоцкой и Франциске Скорине.

 

  1. “В мире труда и красоты”

На занятии дети познакомятся с традиционными изделиями белорусских мастеров – орудиями труда, посудой, одеждой, игрушками, бытовым оснащением. Сделанные из глины, дерева, соломы, льна, овечьей шерсти, бумаги, предметы имеют не только утилитарное (практичное) назначение, но и являются художественными произведениями. Современные мастера продолжают традиции наших предков.

 

  1. “От колыбели и до небес”

Семейная традиционная обрядность белорусов включает в себя комплекс праздников, обрядовых действий, сопроваждающих человека на протяжении жизни, осуществляющих связь поколений, передачу традиций, мировосприятия. Родильная, свадебная, погребальная обрядность представляет собой синтез двух могучих традиций – народной и церковной. Предметы на музейном занятии помогают отобразить суть обрядов, сформировавшихся в окружении белорусской семьи на протяжении столетий.

 

  1. “История о рождении Христа”

На музейном занятии дети познакомятся с христианским праздником – Рождеством Христовым, узнают о библейском сюжете и о традициях празднования. Праздник Рождества Христова был совмещен с древним праздником, приуроченным  ко дню зимнего солнцестояния – Колядами. На музейном занятии рассказывают про стародавние обычаи и обряды, можно узнать, как появились на наших землях праздничная елка и сказочный персонаж Дед Мороз.

 

  1. “Город мастеров”

На занятии дети знакомятся с самобытным мастерством предков, рабочие руки которых из дерева и кости, камня и овечьей шерсти, металла и льна, глины и соломы создавали разнообразные, художественно оформленные, жизненно необходимые предметы – посуду, одежду, орудия труда, вещи домашнего обихода, игрушки и другие. Изделия мастеров дают яркое представление о высоком  уровне профессионального мастерства, талантливости белорусского народа.

 

  1. Дом с маминой душой”

На этом занятии дети познакомятся с особенностями домашнего быта, в обустройстве которого значительная роль принадлежала хозяйке-матери, узнают о распределении домашнего пространства и размещении в ней предметов быта, роли мамы в сбережении культурных традиций каждой семьи и воспитательных процессах.

 

  1. “Пасха. Великдень в Беларуси”

Пасха – важнейший праздник церковного календаря, во время которого верующие вспоминают о жизни, смерти и воскресении  Иисуса Христа. Об этих событиях мы узнаем из Евангелия, а отражают их предметы с выставки: Библия и иконы, гравюры и открытки и многое другое. С дохристианских времен дошло к нам название Великдень. Некоторые обряды проводятся и сейчас, но приобрели уже совсем другую трактовку и восприятие. Об изменениях дети узнают на занятии.

 

  1. “В стране лета”

На лето припадают три христианских праздника (Троица, рождение Иоанна Крестителя, Св. Петра и Павла, Св. Ильи), в праздновании которых можно найти отголосок народных традиций. Яркий пример этого – Купалье. Предметы на музейном занятии помогают раскрыть смысл и и суть летних праздников и обрядов, которые представляют собой синтез двух культур – народной и христианской.

 

Музейный практикум “Чудеса белорусских мастеров”

Музейный практикум предлагается для учеников общеобразовательных школ. Во время участия в музейном практикуме “Чудеса белорусских мастеров” взрослые и дети узнают о традициях изготовления, ритуального значения поясов. Каждый участник получит возможность сделать свой пояс, который останется на память об участии в занятии.

 

Пешеходная экскурсия “Музыка, застывшая в камне”, во время которой можно познакомиться с историческими местами г. Гродно, среди которых королевские замки (ХVI – XVIII вв.), Свято-Борисоглебская церковь XII в., кафедральный костел Св. Ксаверия XVII – XVIII вв., кафедральный Свято-Покровский собор нач. ХХ в., ансамбли бывших бернардинского и бригитского монастырей XVI – XVIII вв., лютеранская кирха нач. ХХ в.

 

 

 

Закрыть меню