Становление и развитие

Гродненский государственный музей истории религии — единственный музей в Республике Беларусь, изучающий и отражающий историю религии и культуры Беларуси.

Своё начало он берёт в Полоцке. В соответствии с решением Бюро ЦК КПБ от 23 декабря, и по указу Министерства культуры БССР № 188 от 4 декабря 1973 года, было принято решение об организации и создании Республиканского музея атеизма в Полоцке (директор Герман Васильевич Чернов ). Музеям республики было поручено создание списков музейных предметов по истории религии и атеизма, которые находились в их фондах для формирования коллекций Республиканского музея атеизма.

6 июня 1977 г. согласно решению Совета Министров БССР № 47, музей был переименован в Республиканский музей атеизма и истории религии переведён в Гродно. Алексей Никифорович Карпюк был назначен директором музея.

Для размещения экспозиций, фондовых коллекций и сотрудников музея были выделены строения бывшего женского монастыря Рождества Богородицы по улице Новозамковая, 3 (современная улица Давида Гродненского). В 1979 году в монастырском комплексе начались реставрационные работы по проекту и под руководством минского архитектора Галины Жаровиной и ее супруга Валентина Калнина. Были отреставрированы церковь, келейный и хозяйственный корпуса. В то время это был первый памятник, который отреставрировали по настоящему научным методом и в полном объеме, в соответствии с европейскими стандартами. В проекте реставрации храма были учтены религиозные особенности и история памятника. В целях адаптации здания для размещения музея к южному фасаду храма было пристроено двухэтажное здание с конференц-залом. Летом 1980 года в рамках проектных работ минскими археологами под руководством И. Чернявского были обнаружены и сохранены на территории монастыря остатки Пречистенской церкви – крупнейшего памятника гродненской архитектурной школы XII в., что стало важной вехой. в развитии археологии Беларуси.

После проведения реставрационных работ музей получил пятнадцать экспозиционных залов, три выставочных зала и один лекционный зал. Выставочная площадь составила более 2200 квадратных метров. В отдельных зданиях располагались фондохранилище, научная библиотека, мастерская реставратора, администрация и гараж.

В то же время шло проектирование и строительство экспозиции, которое продолжалась до 1990 года. Автором проекта оформления экспозиции Республиканского музея атеизма и истории религии был заслуженный деятель культуры БССР художник Е.К. Агунович. Монтаж экспозиции проводили художники Алесь Ступень и Вячеслав Кичко. Первый зал экспозиции «Из истории религии и атеизма в Беларуси » был открыт для посетителей 15 января 1985 г. Экспозиция была построена по хронологически-конфессиональному принципу и раскрывала развитие духовной культуры Беларуси от возникновения религиозных верований до 1980-х гг. Следующая часть экспозиции была посвящена истории православия, католицизма, униатства, иудаизма, ислама и протестантизма.

Важной задачей на первом этапе существования музея была реставрацией памятника культовой архитектуры – Борисоглебской (Коложской) церкви. В 1979–1986 гг. музей инициировал исследовательские и реставрационные работы на территории Коложской церкви, которые проводили археологи П. Раппопорт, М. Ткачев, А. Трусов, А. Кравцевич и другие. Тогда же было начато комплексное исследования храма, которое провел архитектор Валерий Слюнченко — лучший знаток истории и архитектуры храма. После его смерти Вадим Глинник продолжил его дело. Была снята штукатурка и прочищены все отверстия голосников. Плинфа стен была последовательно пропитана двумя консервирующими растворами. На одной из стен открылись ранее выложенные кирпичом ниши . В некоторых из них были обнаружены фрагменты фресок и граффити, в левой апсиде — остатки майоликового пола. Церковь была частично отремонтирована, чтобы привлечь внимание к проблемам восстановления памятника был установлен контакт с Русской Православной Церковью. Важным событием было посещение Борисоглебской церкви митрополитом Минским и Белорусским Филаретом в марте 1980 года по приглашению директора музея. В 1982 г. Была открыта выставка «Из истории Гродненской архитектурной школы».

В ноябре 1989 г. памятник архитектуры XII века был передан Свято-Покровскому собору Русской Православной Церкви в Гродно. Сотрудники музея сохранили за собой право проводить экскурсии по храму и его двору.

Помимо экспозиционно-выставочной деятельности музей занимался исследовательской, экспедиционной работой, комплектованием фондов, организацией научно-теоретических конференций.

Приоритетным направлением своей работы Алексей Никифорович Карпюк видел профессиональную подготовку молодого коллектива научных кадров. Для этого сотрудничество было налажено сотрудничество с Музеем древней белорусской культуры Академии наук БССР. В 1979 году по инициативе А.Н. Карпюка была налажены контакты с Государственным музеем атеизма и истории религии (Ленинград), в котором сотрудники проходили ежегодные стажировки, участвовали в конференциях и семинарах.

Во второй половине 1980-х гг. в музее были заложены две традиции, которые сохранились и сегодня. Музей стал одним из первых в Беларуси, где стали проводиться концерты классической и духовной музыки. Вместе с тем, с 1989 года регулярно стали проходить утренники перед Рождеством Христовым. В залах музея выступали музыканты из разных республик Советского Союза. Новообразованный хор «Архитектура» и Гродненская капелла проводили свои дебютные концерты в музее, также они сделали свои первые музыкальные записи в стенах музея.

С середины 1980-х гг. музей ежегодно проводил День народного мастера в конце мая . На праздник со всех уголков Беларуси собирались мастера соломоплетения, керамики, ткачества, скульптуру, ковки. Свою работу предсталяли художники-любители , выступали народные музыкальные и танцевальные коллективы, артисты театра и кино.

В конце 1980-х гг. в музее регулярно проводились научные конференции, на которых присутствовали крупные историки, философы, богословы, культурологи, филологи из Беларуси и зарубежных стран. По результатам этих конференций были опубликованы сборники научных работ. Кроме того, сотрудники музея активно публиковались в энциклопедических изданиях, научных и научно-популярных журналах («Искусство», «Наследие» и др.), выступали со статьями в газетах.

Музейный фонд начал формироваться в 1974 году. На момент перевода музея из Полоцка в Гродно в нем было 1817 единиц хранения (544 основных, 1253 научно-вспомогательных и 20 обменного фондов). При А.Н. Карпюке, он был пополнен на 5925 единиц хранения (3645 основных , 2257 научно-исследовательских и 23 обменных фондов) и в августе 1981 года составил в 7742 единиц (4189 основных , 3510 научно-исследовательских и 43 обменных фондов). Благодаря к усилиям и авторитету А.Н. Карпюка, был возвращен из художественного музея Литовской ССР уникальный памятник декоративно-прикладного искусства – бронзовый акваманил XIII в., который был найден в Борисоглебской церкви в Гродно. Фонды пополнились авторской иконой гродненского монаха-доминиканца Гилярия Хаецкого «Святое семейство» (XVII в.), спасенными от сожжения деревянными скульптурами Петра и Павла (XVIII в.), а также старопечатными книгами , подшивками газет «Беларуская крыніца» и «Крыніца» (1920 — е годы). Целенаправленно начали поступать историко-художественными ценности, задержаные таможенной службой.

В 1980 — е годы, в связи с созданием экспозиции началось активное укомплектование фондовых коллекций,  музейные коллекции на 1 января 1990 насчитывали 30931 единиц хранения. Этому способствовали комплексные экспедиции по всем регионам Беларуси, которые проводились ежегодно и были направлены на поиск и спасение памятников культуры, а также экспедиции по осмотру храмового имущества. Активно осуществлялись закупки у физических лиц.

В январе 1980 года в музее начинала работать реставрационная мастерская. Ольга Дмитриевна Горшковоз стала первым художником-реставратором, а с 1982 года эту должность занимает Владимир Никодимович Кислый.

13 сентября 1989 года город Республиканский музей атеизма и истории религии был переименован в Белорусский государственный музей истории религии на основании приказа Министерства культуры Республики Беларусь № 144.

На протяжении 1992–1998 гг. здание, в котором находился музей, были переданы воссозданому православному Свято-Рождество-Богородицкому женскому монастырю:

— 7 июля 1992 года административное здание было передано Гродненскому епархиальному управлению Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата;
— 10,1994 был передана церковь Рождества Богородицы, церковь св. Сергия Радонежского, двухэтажный келейный корпус;
— 1996 г. переведен в помещения первого этажа хозяйственного корпуса (там размещались фотолаборатория, склад и библиотека музея);
— 1998 г. переданы помещения второго этажа хозяйственного корпуса;
— 03 2005 г. был передан гараж.

Решением Гродненского областного совета народных депутатов № 61 от 4 марта 1992 года здание по улице Замковая , 16 (в котором впоследствии разместился музей) было передано в управление по реставрации и сохранению памятников истории и культуры. облисполкома для дальнейшего его использования Белорусским государственным музеем истории религии. И только в августе 2005 г. в связи с ликвидацией УП «Гродно-Реставрация» музей получил двухэтажный дворец (общей площадью 1282,7 кв. м.), который является памятником гражданской архитектуры эпохи классицизма с элементами барокко середины XVIII в., которому требовалась реставрация и приспособление под нужды музея.  

26 июля 2005 г. слово «Белорусский» было заменено на «Гродненский» в названии этого учреждения культуры «Белорусский государственный музей истории религии».

В 2006 году начались ремонтно-восстановительные работы. Строительные работы на объекте были завершены только в 2009 году.

Во время ремонтно-восстановительных работ в музее не было постоянной экспозиции. Сотрудники вынуждены были работать на площадках других музеев города, области и страны, проводя там временные выставки. Самыми отличительными были «Повязь часоў – беларускі ручнік», «Барокко в Беларуси», «Городская культура», «Нам засталася спадчына», «Традиции предков: белорусский национальный костюм», «Библия – книга книг». «Мир сакрального искусства», «Образ Матери Божией в иконописи» «Святые и подвижники христианской церкви», «Между небом и землей». Работа музея сводилась также к организации экскурсий на передвижные выставки, проведению музейных занятий в учебных заведениях города. Характерной чертой работы музея было проведение благотворительных мероприятий в детских домах, домах для инвалидов, пожилых людей и ветеранов. Эта благородная деятельность музея продолжает развиваться и совершенствоваться по сей день.

Первая экспозиция «Эпоха. Время. Здание» была открыта в 2009 году. Она раскрывает некоторые аспекты городской культуры конца XVIII–начала XX вв. с учетом традиционных ценностных ориентиров соответствующего времени. Также были открыты два выставочных и концертный зал на 90 мест. В 2011–2012 гг. открыла свои двери для посетителей экспозиция «Религия и культура в Беларуси», которые показывают созидательную роль религиозного фактора в исторических процессах, которые проходили на белорусской земле.

В 2010 году в отреставрированных залах музея организовали выставку « Пой Господу, вся земля» (к фестивалю церковных песнопений ), «Пасха – Праздник праздников» на котором была представленной коллекцией из 259 пасхальных яиц, «В Гродно их можно встретить чаще» (изображение ангела в творчестве гродненских художников), а также выставка, посвященная фестивалю национальных культур.

В ноябре 2013 года Иудейская религиозная община в городе Гродно передала в пользование музею две комнаты на первом этаже Большой Хоральной Синагоги (на улице Большая Святая Троица, 59 А), где размещается экспозиция «Из истории евреев Гродненщины», которая посвящена тем, кто внёс значительный вклад в развитие мировой и еврейской культуры.

На протяжении 2000-х годов пять сотрудников музея становились лауреатами премии Гродненского облисполкома имени А.И. Дубко в номинации «Лучший музейный работник». Директор музея Л.А. Корнилова и художник-реставратор В.Н.Кислый были награждены груднымы знаками Министерства культуры «За вклад в развитие культуры Беларуси». В 2013 году В.Н. Кислый был признан «Человеком года Гродненской области» в непроизводственной сфере за 2012 г.

В 2012 году во время проведения Первого Национального форума «Музеи Беларуси – третьему тысячелетию» в конкурсной программе была одержана победа в номинации «Лучшая работа реставратора».

Прокрутить вверх