История музея

Гродненский государственный музей истории религии является единственным в Республике Беларусь музеем, который изучает и отражает историю религии и культуры Беларуси.

Свою историю он начинает в городе Полоцк. В соответствии с постановлением Бюро ЦК КПБ от 23 декабря и приказом Министерства культуры БССР № 188 от 4 декабря 1973 года было принято решение об организации и создании Республиканского музея атеизма в г. Полоцк (директор Герман Васильевич Чернов). Музеям республики было поручено составить списки музейных предметов по истории религии и атеизма, которые находились в их фондах с целью формирования фондовых коллекций Республиканского музея атеизма.

6 июня 1977 г. постановлением Совета Министров БССР № 47 музей был переименован в Республиканский музей атеизма и истории религии с перенесением его в город Гродно. Директором музея был назначен Алексей Никифорович Карпюк.

Для размещения экспозиций, фондовых коллекций и коллектива музея были выделены здания бывшего женского монастыря Рождества Богородицы по улице Новозамковая, 3 (современная улица Давыда Городенского). В 1979 году в монастырском комплексе начались реставрационные работы по проекту и под руководством минского архитектора Галины Жаровиной и ее мужа Валентина Калнина. Были отреставрированы здание церкви, келейный и хозяйственный корпуса. В то время это был первый памятник, который реставрировали по настоящей научной методике и в полном объеме, согласно европейским стандартам. Проект реставрации храма учел религиозные особенности и историю памятника. В целях приспособления здания для размещения музея к южному фасаду храма был пристроен двухэтажный корпус с конференц- залом. Летом 1980 года в рамках проектных работ минскими археологами под руководством И. Чернявского были открыты и законсервированы на территории монастыря остатки Пречистинской церкви – крупнейшего памятника Гродненской архитектурной школы XII в. что стало важной вехой в развитии археологии Беларуси.
После проведения реставрационно-ремонтных работ музей получил пятнадцать экспозиционных, три выставочных и один лекционный зал. Экспозиционная площадь составила более 2200 м. кв. В отдельных зданиях разместилось фондохранилище, научная библиотека, реставрационная мастерская, хозяйственный блок с гаражом.

Одновременно шло проектирование и строительство экспозиции, которое продолжалось до 1990 года. Автором проекта оформления экспозиции Республиканского музея атеизма и истории религии являлся заслуженный деятель культуры БССР художник Э. К. Агунович. Монтаж экспозиции проводили художники Алесь Ступень и Вячеслав Кичко. Первые залы экспозиции «Из истории религии и развития атеизма в Беларуси» были открыты для посетителей 15 января 1985 г. Экспозиция была построена по хронологическо-конфессиональному принципу, раскрывала развитие духовной культуры в Беларуси от возникновения религиозных верований до 1980-х годов. Следующая часть экспозиции была посвящена истории развития православия, католицизма, униатства, иудаизма, ислама и протестантизма.

Важной задачей на первом этапе деятельности музея являлась реставрация памятника культового зодчества – Свято-Борисо-Глебской Коложской церкви, которая была передана на баланс учреждения приказом управления культуры № 28 от 27 июня 1977 года. В 1979-1986 гг. музей инициировал проведение исследовательских и реставрационных работ на территории Коложской церкви, выполнившиеся археологами П. Раппопортом, М. Ткачёвым, А. Трусовым, А. Кравцевичем и др. Тогда же начались комплексные исследования храма, которые проводил архитектор Валерий Слюнченко – лучший знаток истории и архитектуры храма. После его смерти работу продолжил Вадим Глинник. Была снята штукатурка и расчищены все отверстия голосников. Плинфа стен была последовательно пропитана двумя консервирующими растворами. На одной из стен открыли ранее заложенные кирпичами ниши. В отдельных из них нашли фрагменты фресок и граффити, в левой апсиде – остатки майоликового пола. Церковь была частично отремонтирована. Для привлечения внимания к проблемам восстановления памятника был установлен контакт с Русской Православной Церковью. Особым событием стало посещение Свято-Борисо-Глебской Коложской церкви Митрополитом Минским и Белорусским Филаретом в марте 1980 г. по приглашению директора музея. В 1982 году была открыта выставка «Из истории Гродненской архитектурной школы».

В ноябре 1989 года памятник архитектуры XII века передали Свято-Покровскому собору Русской православной церкви в Гродно. За сотрудниками музея сохранилась право проведения экскурсий в храме и на его подворье.

Кроме экспозиционно-выставочной деятельности музей занимался научно-исследовательской, экспедиционной работой, комплектованием фондов, организацией научно-теоретических конференций.
Алексей Никифорович Карпюк приоритетным направлением своей работы видел профессиональную подготовку молодого коллектива научных сотрудников. С этой целью было налажено тесное сотрудничество с Музеем древнебелорусской культуры Академии наук БССР. В 1979 году по инициативе А.Н.Карпюка были установлены связи с Государственным музеем атеизма и истории религии (г. Ленинград), в котором сотрудники проходили ежегодные стажировки, участвовали в конференциях и семинарах.

Во второй половине 1980-х гг. в музее сложились две традиции, которые существуют и сейчас. Музей стал одним из первых в Беларуси, где начали проводиться концерты классической и духовной музыки. Вместе с тем, с 1989 г. регулярно начали проводиться мероприятия к Рождеству Христову. В залах музея выступали музыканты из разных республик Советского Союза. Со своими дебютными концертами в музее выступили вновь созданные хор «Зодчество» и Гродненская капелла, в помещениях музея они сделали и свои первые музыкальные записи.
С середины 1980-х гг. музей ежегодно в конце мая проводил День народного мастера. На праздник из всех уголков Беларуси собирались мастера соломоплетения, керамики, ткачества, скульптуры, ковки. Свои работы представили самодеятельные художники, выступали народные музыкальные и танцевальные коллективы, артисты театра и кино.
В конце 1980-х гг. в музее регулярно проводились научные конференции, для участия в которых собирались крупные историки, философы, религиоведы, культурологи, филологи из Беларуси и зарубежных стран. По итогам работы конференций печатались сборники научных работ. Кроме того, сотрудники музея активно публиковались в энциклопедических изданиях, научных и научно-популярных журналах («Искусство», «Наследие» и др.), выступали со статьями в газетах.

Музейный фонд начал формироваться в 1974 году. На момент перевода музея из Полоцка в Гродно он насчитывал 1817 единиц хранения (544 основного, 1253 научно-вспомогательного и 20 обменного фонда). При А. Н. Карпюке он пополнился на 5925 единиц хранения (3645 основного, 2257 научно-вспомогательного и 23 обменного фонда) и составлял на август 1981 года 7742 единицы (4189 основного, 3510 научно-вспомогательного и 43 обменного фонда). Благодаря усилиям и авторитету А. Н. Карпюка был возвращен из Художественного музея Литовской ССР уникальный памятник декоративно-прикладного искусства — бронзовый акваманил XIII в., который происходил из гродненской Борисоглебской церкви. Фонды пополнили подписная икона гродненского монаха-доминиканца Гилярия Хаецкого «Святая семья» (XVII в.), спасенные от сожжения деревянные скульптуры Св. Петра и Павла (XVIII в.), а также старопечатные книги, подшивки газет «Белорусский источник» и «Источник» (1920-е гг.) и др. Целенаправленно начали поступать историко-художественные памятники, задержанные таможенной службой.

В 1980-е годы в связи с созданием экспозиции началось активное комплектование фондовых коллекций, музейное собрание на 1 января 1990 г. составляло 30931 единицу хранения. Этому способствовали комплексные экспедиции во все регионы Беларуси, которые проводились ежегодно и были сосредоточены на поиске и сохранении памятников культуры, а также экспедиции по обследованию храмового имущества. Активно проводились закупки у физических лиц.

С января 1980 г. в музее начинала работать реставрационная мастерская. Первым художником-реставратором стала Ольга Дмитриевна Горшковоз, а с 1982 года этот пост занимает Владимир Никодимович Кислый.

13 сентября 1989 г. Республиканский музей атеизма и истории религии переименован в Белорусский государственный музей истории религии на основании приказа Министерства культуры БССР № 144.
В течение 1992 – 1998 гг. здания, в которых находился музей, были переданы восстановленому православному Свято-Рождество-Богородичному женскому монастырю:

  • 30.07.1992 г. административный корпус передан Гродненскому епархиальные управлению Белорусского Православной Церкви Московского патриархата;
  • 31.10.1994 г. передана церковь Рождества Богородицы, церковь Святого Сергия Радонежского, 2-этажный келейный корпус Гродненскому Свято-Рождество-Богородичному монастырю;
  • 7.03.1996г. переданы помещения хозяйственного (монастырского) здания первого этажа (там размещалась фотолаборатория, склад и библиотека музея);
  • 27.02.1998 г. переданы помещения второго этажа хозяйственного (монастырского) здания ;
  • 25.03.2005 г. передан гараж.

Решением Гродненского областного Совета народных депутатов № 61 от 4 марта 1992 года здание по улице Замковой, 16 (где позже разместился музей) был передан управлению по реставрации и консервации памятников истории и культуры облисполкома с дальнейшим его использованием Белорусским государственным музеем истории религии. И только в августе 2005 года в связи с ликвидацией УП «Гродно-Реставрация» музей получил двухэтажный дворец (общей площадью 1282,7 м. кв. – в том числе 572,2 кв. м уже использовалась учреждением, а 710,5 кв. м находилась в стадии реконструкции), который является памятником гражданской архитектуры эпохи классицизма с элементами барокко середины XVIII в. и требовал реставрации и приспособления под нужды музея.

26 июля 2005 г. в наименовании учреждения культуры «Белорусский государственный музей истории религии» слово «Белорусский» заменено на «Гродненский».

В 2006 году начались ремонтно-реставрационные работы. Строительные работы на объекте были завершены только в 2009 г.

В период проведения ремонтно-реставрационных работ дворца в музее не было стационарной экспозиции. Сотрудники вынуждены были работать на площадках других музеев города, области и страны, проводя там временные выставки. Наиболее отличительными стали «Связь времен – белорусский рушник», «Барокко в Беларуси», «Городская культура», «Нам осталось наследие», «Традиции предков: белорусский народный костюм», «Библия — книга книг», «Мир сакрального искусства», «Образ Богоматери в иконописи», «Смертью смерть победив», «Святые и подвижники христианской церкви», «Между небом и землей». Работа музея сводилась также к организации экскурсий по передвижным выставкам, проведению музейных занятий в учебных заведениях города. Особенной изюминкой работы музея стало проведение благотворительных мероприятий в детских домах, домах инвалидов, престарелых и ветеранов. Это благородная деятельность музея продолжает развиваться и совершенствоваться по сей день.

Первая экспозиция «Эпоха. Время. Здание.» была открыта в 2009 году. Она раскрывает отдельные аспекты городской культуры конца XVIII – начала ХХ вв. с учетом соответствующих времени традиционных аксиологических ориентиров, а также два выставочных и концертный зал на 90 мест. В 2011 – 2012 гг. открыли свои двери для посетителей залы экспозиции «Религия и культура Беларуси», раскрывающие культуротворческую роль религиозного фактора в исторических процессах, которые происходили на белорусских землях.

В 2010 г. в восстановленных залах музея организованы выставки «Пой Господe, всея земля» (к фестивалю церковных песнопений), «Пасха – праздников праздник», на которой была представлена коллекция из 259 пасхальных яиц западноевропейского, белорусского и российского производства, «В Гродно их можно встретить чаще всего» (образ ангела в произведениях гродненских художников), а также выставка, посвященная фестивалю национальных культур.

В ноябре 2013 года Иудейской религиозной общиной в городе Гродно в пользование музею были переданы два помещения на первом этаже трехэтажной правой пристройки в Великой хоральной синагоге (по улице Большая Троицкая, 59 А), где расположилась экспозиция «Музей на Троицкой», которая посвящена людям, внесшим значительный вклад в развитие мировой и еврейской культуры.

В течение 2000-х годов пять сотрудников музея стали лауреатами премии Гродненского облисполкома имя А. И. Дубко в номинации «Лучший музейный работник». Директор музея Л. А. Карнилова и художник-реставратор В. Н. Кислый были награждены нагрудными знаками Министерства культуры «За вклад в развитие культуры Беларуси». В 2013 г. В. Н. Кислый был признан «Человеком года Гродненщины» в непроизводственной сфере за 2012 год.

Во время проведения в 2012 году Первого Национального форума «Музеи Беларуси – третьему тысячелетию» в конкурсной программе была одержана победа в номинации «Лучшая работа реставратора».