Храмовое богослужение является одним из самых важных моментов в жизни Церкви. Именно в храме мы встречаемся с удивительным явлением – синтезом церковных искусств. К архитектуре и живописи – двум главным видам сакрального искусства – присоединяются и другие: шитье, ткачество, обработка металла. Всё собирается в Церкви и служит одной цели – прославлению величия Бога и Его творения. Ко всем перечисленным безгласным видам искусства присоединяется и одно из наиболее прекрасных – искусство церковного пения.
Во 2-й половине XVIII – XIX вв. композиторы, которые писали церковную музыку, работали в двух направлениях: первое – гармонизация древней православной мелодии в традициях западноевропейской музыки (Д.С.Бортнянский, П.И.Турчанинов, А.Л.Ведель, Ф.П.Львов и др.), другое – сохранение церковных песнопений в том виде, в котором они были изложены в богослужебных нотных книгах (М.И.Глинка). Духовную православную музыку во 2-й половине XIX – начале XX в. создавали А.А.Архангельский, С.В.Смоленский, А.Д.Кастальский, всемирно известные композиторы П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.В.Рахманинов и др.
Не потеряли своего значения песни, которые составлялись на белорусских землях в XVI–XVII вв. и пелись во время разных церковных служб. Они входили в сборники, которые издавались под названиями «Богогласник» и «Песни благоговейные».