Мейсен — колыбель европейского фарфора

Первая в Европе фарфоровая мануфактура появилась благодаря страсти короля Саксонии Августа Сильного к фарфору. Он был одержим идеей получения «белого золота». С января 1710 года начинается история  предприятия, которому удалось не только пережить все кризисные периоды, но и снискать  мировую славу.
После того, как алхимику Иоганну Бёттгеру (1682-1719)  в содружестве с учёным Эренфридом фон Чирнхаусом (1651-1708) удалось получить рецепт первого в Европе белого фарфора.
Работу над фарфором приходилось вести в строжайшем секрете в замке Альбрехтс-бург близ города Мейсен. Бёттгеру приходилось работать в неволе т.к. рецептуру твёрдого фарфора жаждала узнать вся Европа.
Всего за несколько лет мейсенская мануфактура выработала свой собственный стиль выраженный в элегантных формах и замысловатом декоре. Изделия отличались безукоризненной пластикой форм и искусной росписью, которая подчеркивала белоснежность фарфора.
На выставке вашему вниманию представлено более шестидесяти предметов XVIII века – эпохи рококо и зенита славы мейсенской мануфактуры из коллекции галереи искусств «Предместье» (г. Минск).
Перед вашим взором редчайшие произведения декоративно-прикладного искусства. Это торжество цвета, радость жизни, точная проработка каждой детали грациозных скульптур. В развитии мейсенской мануфактуры можно выделить несколько периодов, один из которых скульптурный.
Период с 1730-х по 1770-е гг. называют скульптурным, т. к. в это время на первое место вышли скульптуры и барельефы. Произошло это с приходом на завод Иоганна Кендлера (1706-1775). Он создал целые серии и композиции разнообразных скульптур. Благодаря Кендлеру на фабрике стали использовать пластический стиль, отражающий жизнерадостность и грацию героев. Особенно прославились фигуры на аллегорические (Весна, Осень, Зима, Верность, Наука) мифологические (Триумф Геракла, Бог Алфей, Похищение Прозерпины, Купидон и Психея) и пасторальные сцены, которые представлены на выставке. Их дополняют статуэтки на бытовую тематику: дамы и кавалеры, ремесленники и торговцы, масоны и солдат.
Не менее известной является композиция «Обезьяний оркестр», которая состояла из 21 фигуры и была продана маркизе де Помпадур. На выставке представлена обезьянка с геликоном.
С 1730-х годов на мейсенской мануфактуре появился так называемый Zwiebelmuster – луковичный декор, которому суждено было стать одним из самых популярных в мире. На выставке вашему вниманию представлена блюдо со знаменитым «синим луком».
Искусно дополняют экспозицию и разнообразная посуда, подсвечники; вазы, украшенные известнейшим мейсенским узорам, «снежный ком» из миниатюрных объёмных цветов калины.
Успех Мейсена вдохновил другие страны на создание собственных изделий, что способствовало распространению технологий и стилей. На выставке также представлены изделия Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине, Севрской фарфоровой мануфактуры.
Экспозиция дает возможность посетителям познакомиться с этими уникальными предметами, уже на протяжении трех столетий являющимися воплощением красоты, изящества и роскоши!

Прокрутить вверх