Виртуальная выставка «Религия»

 

Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Религия».

Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия)
Римско-католическая церковь Прейли

Римско-католическая церковь в Прейли имеет древние корни. Строительство существующей каменной церкви началось на месте предыдущей деревянной церкви в 1870-х гг. Владелец усадьбы того времени — Ян Моль — позаботился о строительстве церкви. Она был построена из валунов и кирпичей, но строительство церковной башни было поспешным, и она была построена ниже, чем планировалось. В 1886 г. строительство храма было завершено, и его освятил благочинный Прейли Данушевский. В 1896 г. у храм освятил архиепископ Могилевский Франциск Альбин Симон в честь Успения Пресвятой Богородицы.

 

Орнат или риза. Начало XVIII в.

 

Орнат использовался во время католических обрядов в католической церкви. В начале XVIII века Ядвига Элизабет, новая жена владельца Прейли Фабиана Борха, до родов составила завещание и оставила свое свадебное платье в Прейли, чтобы сделать орнат. Орнат представляет собой символ единения владельцев Прейли с католической церковью.

 

Эскиз алтаря Прейльской римско-католической церкви. 1880 г.

 

Автором центрального алтаря, а также всего здания церкви, был архитектор гражданского строительства Российской империи Николай Высоцкий (1831-1907). Н. Высоцкий спроектировал множество объектов железнодорожной инфраструктуры и общественных зданий в городах Витебской губернии — Невеле, Витебске и Даугавпилсе. Позже каждый декан Прейльской церкви во время службы в Прейли вносил изменения — перестраивая или улучшая ту или иную часть церкви.

 

Декан Петерис Апшениекс у главного алтаря. Примерно 1934 г. Фотограф Хоселис Надель.

 

На фотографии Наделя изображен центральный алтарь между 1930 и 1934 гг., когда первые значительные изменения в алтарной части уже произошли. Петерис Апшениекс (1887-1942) служил в Прейли в 1930–1936 гг. и был не только деканом, но и писателем и деятелем культуры. Он писал духовную литературу, школьные учебники, светскую литературу, драмы и работал в журналистике. Он был арестован 11 июня 1941 г. и отправлен без в суде в лагере в Североуральске, где он умер в 1942 г.

 

Гродненский государственный музей истории религии

Гродно исторически является центром многоконфессионального региона. Христианство в форме восточного обряда начало распространяться здесь, на языческих землях, не позднее ХІІ в. Этот процесс положил начало развитию иконописи, декоративно-прикладного искусства, способствовало развитию образования и формированию книжной культуры. Один из первых христианских храмов – церковь святых Бориса и Глеба – был построен в Гродно в ХІІ веке и частично сохранился до сегодняшнего дня. Христианство западного обряда – католичество – усилило свое влияние в период Великого княжества Литовского. В Средневековья в Гродно и окрестностях появляются и общины иудеев и мусульман. В ХVІ веке начинается распространение идей Реформации и переход знати в протестантизм, однако в период Контрреформации усилились позиции Католической Церкви и большая часть магнатов вернулась к католицизму. В 1596 г. была основана униатская церковь, а православная потеряла значительную часть верующих, но сохранила организационную структуру и культурную традицию. После вхождения белорусских земель в состав Российской империи православие укрепило свои позиции и стало главенствующей конфессией. После Первой мировой войны наши земли оказались в составе Польской Республики. Новые органы власти стали активно поддерживать католическую церковь, хотя большинство населения было еврейским. В марте 1943 г. после ликвидации гродненского гетто еврейская религиозная традиция надолго прервалась и только с 1990-х годов постепенно начала возрождаться. В послевоенное время органы советской власти продолжали политику притеснения религиозной жизни. Закрывались и разрушались храмы и монастыри, сокращались церковные структуры. В 1960 г. прервал существование гродненский Свято-Рождества-Богородичный монастырь, а один из самых старых католических храмов Беларуси – Фара Витовта в Гродно – был взорван 29 ноября 1961 г. С конца 1980-х гг. началось религиозное возрождение. Сегодня Гродно считается городом разных религий. Здесь возвышаются православные и католические церкви, одна из самых больших на территории Восточной Европы синагог и единственная в Беларуси кирха, действующая в историческом здании. Более подробно о религиозной жизни города можно узнать в Гродненском государственном музее истории религии – также
единственном в стране.

 

Икона «Святая Ефросинья Полоцкая», 1859 г.

 

Святая Ефросинья Полоцкая, происходившая из полоцкой ветви рода Рюриковичей, являлась просветительницей, жившей в XII в. Сегодня онасчитается покровительницей белорусского народа. С ее именем связано создание знаменитого памятника декоративно-прикладного искусства – креста Ефросиньи Полоцкой. Хотя святая Ефросинья была канонизирована в эпоху Средневековья, особое почитание ее культ приобрел в начале ХХ в. До этого времени известны единичные изображения святой. Одно из них находится в собрании Гродненского государственного музея истории религии. Особую ценность иконе придает авторская подпись, находящаяся в центре правого края, согласно которой работа была создана монахиней Нафонтой Калашниковой в 1859 г.

 

Орнат, XVIIІ в.

 

Орнат – это верхнее литургическое облачение римско-католического духовенства. Его могут носить только епископы и священники. Состоит из двух полотнищ, закруглённых внизу и скреплённых плечевыми швами. Поскольку орнат надевается сверху на другую литургическую одежду и является самой красивой его частью, его поэтически сравнивают с любовью – сочетанием всех добродетелей. Изображённый на фото орнат интересен тем, что в центральной части его заднего полотнища используется фрагмент слуцкого пояса. Эти богато украшенные пояса являлись символом достоинства шляхетского сословия, при их изготовлении зачастую использовали золотые и серебряные нити.

 

«Мышнайот, то есть Второзаконие», 1852 г.

 

Гродненская еврейская община относилась к числу наиболее крупных и влиятельных на территории Великого княжества Литовского. Неудивительно, что в Гродно была открыта первая в Беларуси еврейская типография, которой управлял мастер Нохим. Впоследствии его дело продолжил сын Зимель Нохимович, с 1821 г. владевший и типографией в Вильно. Типография выпускала и религиозную литературу, например, представленное издание текста пятой части книги Мышнайот («Второзаконие»), вышедшее в печать в
1852 г.

 

Паневежский краеведческий музей
Собор Христа Царя в Паневежисе

Строительство новой приходской церкви имени епископа святого Станислава Мученика началось в 1908 г. в юго-западной части Паневежиса. Однако строительство святыни не было завершено из-за войн и неблагоприятных обстоятельств. 4 апреля 1926 г. папа Пий XI учредил епархию Паневежиса и обозначал вышеупомянутую церковь в стадии строительства к будущему епископу. Папа дал титул будущей церкви — Храм Христа Царя. Архитектор Романас Стейкунас и инженер Александрас Гордявичюс изменили план строящейся церкви.

 

Кафедральный собор Христа Царя в Паневежисе. Примерно 1935 г. Фото Антанаса Патамсиса.

 

Строительством собора занимались епископ Казимерас Палтарокас, каноник Йонас Мацеяускас и святитель Пранцишкус Стракшас. 4 марта 1930 г. прелат Йонас Мачюлис-Майронис освятил собор. 30 июня 1933 года архиепископ Каунаса Юозапас освятил собор.

 

Первый епископ Паневежиса Казимерас Палтарокас (1875–1958). Паневежис, около 1935 г. Фото Йонаса Житкуса.

 

Епископ посвятил эту фотографию декану Рокишкского благочиния Юргису Житкявичюсу, и фотография хранится в фондах Паневежского краеведческого музея. К. Палтарокас был посвящен в епископы 2 мая 1926 г. в базилике Каунаса. Прибытие в Паневежис состоялось 30 мая 1926 г. Епископ написал более пятидесяти пастырских писем, подготовил публикации посвящённые пастырскому образованию и другим актуальным вопросам. Епископ похоронен в крипте Паневежского собора.

 

Центральный неф Кафедрального собора Христа Царя в Паневежисе . 2004 г. Фото Гинтараса Лукошявичюса.

 

Большой алтарь был подарком собору епископа К. Палтарокаса. Статуя Христа-Царя возвышается над скинией. Эту статую создал литовский скульптор Юозас Зикарас (1881–1944), живший в Паневежисе. Фреска многофигурной композиции «Явление Св. Казимира литовской армии в Полоцке» написана на потолке апсиды художником Йонасом Мацкявичюсом (1872–1954). Собор украшали и другие известные местные художники. Здесь можно увидеть красоту фресок и картин художников Повиласа Пужинаса, Степонаса Ремериса и скульптур Винсентаса Якшявичюса .

 

Эта публикация выпущена при финансовой поддержке Европейского Союза. Её содержание является исключительной ответственностью Прейльского уезда, Паневежского краеведческого музея и Гродненского государственного музея истории религии и не отражает точку зрения Европейского Союза.

 

О проекте ENI-LLB-1-244 «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях»

Проект направлен на создание платформы приграничного сотрудничества, создающей предпосылки для обеспечения растущего интереса туристов и посетителей к культурному и историческому наследию в приграничных районах Латвии, Литвы и Беларуси.

 Этот проект финансируется Европейским Союзом.

Бюджет проекта: 367 864,64 евро, из них финансирование ЕС 331 078,17 евро, что составляет 865 111,50 белорусских рублей

Срок реализации проекта: 1 июня 2020 г. – 31 мая 2022 г.

Программа трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 в рамках Европейского инструмента соседства

http://europa.eu/

 http://www.eni-cbc.eu/llb

https://eeas.europa.eu/delegations/belarus_en

Прокрутить вверх