
Искусство изготовления расписных ковров зародилось и развивалось в Беларуси как в традициях узорных и тканых изделий, так и с учетом традиционной росписи сундуков, в конце XIX – начале XX в. Наибольшую популярность самодельные ковры приобрели в 1920-е – начале 1960-х годов, когда проходила интенсивная перестройка деревни и улучшение интерьера крестьянского жилья потребовало новых видов его декоративного оформления. Расписные ковры бытовали в Глубокском, Шарковщинском, Поставском районах Витебской области, Слуцком, Копыльском, Солигорском районах Минской области и на Полесье. Без них невозможно представить интерьер крестьянской хаты этих регионов. Много ковров продавали на рынках. Десятки художников ходили по деревням, рисовали и набивали их на заказ. Ковры писали обычно на самотканом льняном полотне, окрашенном чаще всего в чёрный цвет. Порой в качестве основы мастера использовали картон, бумагу или клеёнку, на которых без предварительного нанесения грунта свободной росписью кистью клеевыми или масляными красками выполнялся рисунок. Из более 260 расписных ковров, хранящихся в музее-заповеднике “Заславль”, наибольшую ценность представляет коллекция ковров народной художницы со Случчины Алены Киш, которая работала в 1930–1940-е годы. Её имя вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства. Её произведение “Девушка на воде” прекрасно иллюстрирует народное представление о райской идиллии. Одним из первых белорусских художников-профессионалов, которые занялись созданием расписных ковров, был Язеп Дроздович. Именно он своим творчеством способствовал художественному рождению на Дисненщине широкого круга мастеров расписных ковров. В фондах музея- заповедника собрано более 30 работ этого известного художника, которые он создавал в 1930-е – начале 1950-х годов во время путешествий по Витебщине. Безусловно, в произведениях Алены Киш, Фёдора Суховилы, Геннадия Кузовкова, многочисленных неизвестных авторов мы не найдём идеальной художественной перспективы, пропорциональности в отображении образов первого и второго плана, которые присутствуют на коврах Язепа Дроздовича. Скорее наоборот, нас будут поражать непропорциональные размеры зверей и людей на первом и втором планах, часто упрощенная или же наивная компоновка сюжетных образов, яркие и чистые краски, обычно без полутонов в деталях. Однако именно эти “технические неточности” и придают расписному ковру его настоящую ценность, донося до зрителя ХХІ столетия не только эстетическую, но и философскую глубину произведения, которую ощущал Художник, своими красками и образами передавая нам заповедные рассуждения о жизни. На выставке представлено 16 расписных ковров из фондов Историко- культурного музея-заповедника “Заславье”. С ними гармонично сочетаются произведения народного искусства (изделия из дерева и соломки) из фондов Гродненского государственного музея истории религии.