Благовещение

Икона “Благовещение Пресвятой Богородицы” открывает собой так называемый Христологический цикл. Архангел Гавриил благовествует Пресвятой Деве Марии о рождении Сына от Духа Святого. Композиция имеет несколько иконографических схем, для которых используются разные моменты евангельского сюжета или другие литературные источники. Иконописцы на протяжении тысячелетий в качестве литературной основы опирались на каноническое Евангелие от Луки (1, 26-39), апокрифические Протоевангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея. Самая ранняя из известных композиций находится в катакомбах Присциллы (III в.).

Иконография Благовещения сложилась в V веке и является очень разнообразной: на одних иконах Дева Мария представлена сидящей за пряжей в доме Иосифа, на других архангел Гавриил благовествует Ей у колодца или Иерусалимского храма. На протяжении V–VI вв. закрепляются основные символы и детали иконографии. Прядение нити для храма – символ соткания плоти Иисуса Христа как Царя. Красный цвет туфель или сапожек Девы Марии – символ происхождения Ее из царского рода Давида. На иконе должны присутствовать изображения голубя и лучей – символы Святого Духа.

Именно эту икону помещают на Царских вратах, которые открывают доступ в алтарь, к святому престолу. Небесная сфера, ангел, который несет благую весть, смиренная Дева – все это служит цели показать тайну Боговоплощения.

Икона, представленная в экспозиции, старообрядческого происхождения. Старообрядчество – сложное религиозное и культурное явление, история которого насчитывает более трехсот лет. Старообрядцы и в начале XX в. сохраняли древнюю технологию византийского иконного письма и каноны древнерусской иконописи.

Прокрутить вверх