Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Религия».
Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия)
Римско-католическая церковь Прейли
Римско-католическая церковь в Прейли имеет древние корни. Строительство существующей каменной церкви началось на месте предыдущей деревянной церкви в 1870-х гг. Владелец усадьбы того времени — Ян Моль — позаботился о строительстве церкви. Она был построена из валунов и кирпичей, но строительство церковной башни было поспешным, и она была построена ниже, чем планировалось. В 1886 г. строительство храма было завершено, и его освятил благочинный Прейли Данушевский. В 1896 г. у храм освятил архиепископ Могилевский Франциск Альбин Симон в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Орнат использовался во время католических обрядов в католической церкви. В начале XVIII века Ядвига Элизабет, новая жена владельца Прейли Фабиана Борха, до родов составила завещание и оставила свое свадебное платье в Прейли, чтобы сделать орнат. Орнат представляет собой символ единения владельцев Прейли с католической церковью.
Автором центрального алтаря, а также всего здания церкви, был архитектор гражданского строительства Российской империи Николай Высоцкий (1831-1907). Н. Высоцкий спроектировал множество объектов железнодорожной инфраструктуры и общественных зданий в городах Витебской губернии — Невеле, Витебске и Даугавпилсе. Позже каждый декан Прейльской церкви во время службы в Прейли вносил изменения — перестраивая или улучшая ту или иную часть церкви.
На фотографии Наделя изображен центральный алтарь между 1930 и 1934 гг., когда первые значительные изменения в алтарной части уже произошли. Петерис Апшениекс (1887-1942) служил в Прейли в 1930–1936 гг. и был не только деканом, но и писателем и деятелем культуры. Он писал духовную литературу, школьные учебники, светскую литературу, драмы и работал в журналистике. Он был арестован 11 июня 1941 г. и отправлен без в суде в лагере в Североуральске, где он умер в 1942 г.
Гродненский государственный музей истории религии
Гродно исторически является центром многоконфессионального региона. Христианство в форме восточного обряда начало распространяться здесь, на языческих землях, не позднее ХІІ в. Этот процесс положил начало развитию иконописи, декоративно-прикладного искусства, способствовало развитию образования и формированию книжной культуры. Один из первых христианских храмов – церковь святых Бориса и Глеба – был построен в Гродно в ХІІ веке и частично сохранился до сегодняшнего дня. Христианство западного обряда – католичество – усилило свое влияние в период Великого княжества Литовского. В Средневековья в Гродно и окрестностях появляются и общины иудеев и мусульман. В ХVІ веке начинается распространение идей Реформации и переход знати в протестантизм, однако в период Контрреформации усилились позиции Католической Церкви и большая часть магнатов вернулась к католицизму. В 1596 г. была основана униатская церковь, а православная потеряла значительную часть верующих, но сохранила организационную структуру и культурную традицию. После вхождения белорусских земель в состав Российской империи православие укрепило свои позиции и стало главенствующей конфессией. После Первой мировой войны наши земли оказались в составе Польской Республики. Новые органы власти стали активно поддерживать католическую церковь, хотя большинство населения было еврейским. В марте 1943 г. после ликвидации гродненского гетто еврейская религиозная традиция надолго прервалась и только с 1990-х годов постепенно начала возрождаться. В послевоенное время органы советской власти продолжали политику притеснения религиозной жизни. Закрывались и разрушались храмы и монастыри, сокращались церковные структуры. В 1960 г. прервал существование гродненский Свято-Рождества-Богородичный монастырь, а один из самых старых католических храмов Беларуси – Фара Витовта в Гродно – был взорван 29 ноября 1961 г. С конца 1980-х гг. началось религиозное возрождение. Сегодня Гродно считается городом разных религий. Здесь возвышаются православные и католические церкви, одна из самых больших на территории Восточной Европы синагог и единственная в Беларуси кирха, действующая в историческом здании. Более подробно о религиозной жизни города можно узнать в Гродненском государственном музее истории религии – также
единственном в стране.
Святая Ефросинья Полоцкая, происходившая из полоцкой ветви рода Рюриковичей, являлась просветительницей, жившей в XII в. Сегодня онасчитается покровительницей белорусского народа. С ее именем связано создание знаменитого памятника декоративно-прикладного искусства – креста Ефросиньи Полоцкой. Хотя святая Ефросинья была канонизирована в эпоху Средневековья, особое почитание ее культ приобрел в начале ХХ в. До этого времени известны единичные изображения святой. Одно из них находится в собрании Гродненского государственного музея истории религии. Особую ценность иконе придает авторская подпись, находящаяся в центре правого края, согласно которой работа была создана монахиней Нафонтой Калашниковой в 1859 г.
Орнат – это верхнее литургическое облачение римско-католического духовенства. Его могут носить только епископы и священники. Состоит из двух полотнищ, закруглённых внизу и скреплённых плечевыми швами. Поскольку орнат надевается сверху на другую литургическую одежду и является самой красивой его частью, его поэтически сравнивают с любовью – сочетанием всех добродетелей. Изображённый на фото орнат интересен тем, что в центральной части его заднего полотнища используется фрагмент слуцкого пояса. Эти богато украшенные пояса являлись символом достоинства шляхетского сословия, при их изготовлении зачастую использовали золотые и серебряные нити.
Гродненская еврейская община относилась к числу наиболее крупных и влиятельных на территории Великого княжества Литовского. Неудивительно, что в Гродно была открыта первая в Беларуси еврейская типография, которой управлял мастер Нохим. Впоследствии его дело продолжил сын Зимель Нохимович, с 1821 г. владевший и типографией в Вильно. Типография выпускала и религиозную литературу, например, представленное издание текста пятой части книги Мышнайот («Второзаконие»), вышедшее в печать в
1852 г.
Паневежский краеведческий музей
Собор Христа Царя в Паневежисе
Строительство новой приходской церкви имени епископа святого Станислава Мученика началось в 1908 г. в юго-западной части Паневежиса. Однако строительство святыни не было завершено из-за войн и неблагоприятных обстоятельств. 4 апреля 1926 г. папа Пий XI учредил епархию Паневежиса и обозначал вышеупомянутую церковь в стадии строительства к будущему епископу. Папа дал титул будущей церкви — Храм Христа Царя. Архитектор Романас Стейкунас и инженер Александрас Гордявичюс изменили план строящейся церкви.
Строительством собора занимались епископ Казимерас Палтарокас, каноник Йонас Мацеяускас и святитель Пранцишкус Стракшас. 4 марта 1930 г. прелат Йонас Мачюлис-Майронис освятил собор. 30 июня 1933 года архиепископ Каунаса Юозапас освятил собор.
Епископ посвятил эту фотографию декану Рокишкского благочиния Юргису Житкявичюсу, и фотография хранится в фондах Паневежского краеведческого музея. К. Палтарокас был посвящен в епископы 2 мая 1926 г. в базилике Каунаса. Прибытие в Паневежис состоялось 30 мая 1926 г. Епископ написал более пятидесяти пастырских писем, подготовил публикации посвящённые пастырскому образованию и другим актуальным вопросам. Епископ похоронен в крипте Паневежского собора.
Большой алтарь был подарком собору епископа К. Палтарокаса. Статуя Христа-Царя возвышается над скинией. Эту статую создал литовский скульптор Юозас Зикарас (1881–1944), живший в Паневежисе. Фреска многофигурной композиции «Явление Св. Казимира литовской армии в Полоцке» написана на потолке апсиды художником Йонасом Мацкявичюсом (1872–1954). Собор украшали и другие известные местные художники. Здесь можно увидеть красоту фресок и картин художников Повиласа Пужинаса, Степонаса Ремериса и скульптур Винсентаса Якшявичюса .
Эта публикация выпущена при финансовой поддержке Европейского Союза. Её содержание является исключительной ответственностью Прейльского уезда, Паневежского краеведческого музея и Гродненского государственного музея истории религии и не отражает точку зрения Европейского Союза.
О проекте ENI-LLB-1-244 «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях»
Проект направлен на создание платформы приграничного сотрудничества, создающей предпосылки для обеспечения растущего интереса туристов и посетителей к культурному и историческому наследию в приграничных районах Латвии, Литвы и Беларуси.
Этот проект финансируется Европейским Союзом.
Бюджет проекта: 367 864,64 евро, из них финансирование ЕС 331 078,17 евро, что составляет 865 111,50 белорусских рублей
Срок реализации проекта: 1 июня 2020 г. – 31 мая 2022 г.
Программа трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 в рамках Европейского инструмента соседства