Виртуальная выставка «Животный мир»

Прейльский музей истории и прикладного искусства (Латвия), Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь) и Паневежский краеведческий музей (Литва) в рамках проекта «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях» (ENI-LLB-1-244) программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 представляют совместную виртуальную выставку «Животные».

Прейльский музей истории и прикладного искусства (Прейли)

 Хотя человек провозгласил себя венцом творения и властителем всех животных, этот триумф вряд ли был бы возможен без помощи друзей и помощников – животных. Монгольские племена образовали самую большую империю в истории мира верхом на лошадях, собака Лайка была первым живым существом с планеты Земля, отправившимся в космос, а многие открытия современной науки произошли благодаря мышам и крысам. Во многих городах мира были воздвигнуты памятники, подчеркивающие и высоко оценивающие (не всегда добровольный) вклад животных. Прейльский музей истории и прикладного искусства также свидетельствует о достижениях союза человека и животного.

Глиняные свистульки в виде животных латгальских гончаров:

  1. Стилизованный петух. Бронислава Кикере (1932-2016). 2005 г.
  2. Утка. Поликарпс Черлявскис (1923-1997). 1996 г.
  3. Всадник на корове. Андрейс Пауланс (1896-1973). Середина ХХ века
  4. Всадник на лошади. Антон Ушпелис (1944-2015). 2004 г.

В коллекции Прейльского музея есть свистульки из глины авторства нескольких латгальских гончаров – Антона Ушпелиса, Андрейса Пауланса, Поликарпса Чернявскиса, Брониславы Кикере. Свистулька представляет собой глиняную фигуру с полым центром, с 1 или 2 звуковыми отверстиями и щелью для свистка. Эти свистки бывают самых разнообразных форм, вдохновленных животным миром, чаще всего птицами и лошадьми, но встречаются и коровы, овцы, козы, свиньи, собаки или кошки. По форме они далеки от натурализма. Свистульки украшают и посуду – например, пивные кружки со свистком служат для того, чтобы хозяйка по свисту знала, что посуда пуста. Андрейс Пауланс считается одним из самых выдающихся мастеров свистулек. Среди свистулек почетное место занимает лошадь, но есть и всадники на быке, чудо-птице, а также на свинье. Бывают оседланные лошади, овцы, олени. Часто эти свистки оформляют в виде животных с несколькими головами. Сегодня свистульки утратили свою игрушечную функцию и все чаще продаются и покупаются в качестве сувениров.

Справочник по реквизиции лошадей, пригодных для военной службы. 1906 г.

  Исторически сложилось так, что только в нескольких самых богатых странах мира были «государственные лошади», то есть государственные конюшни, где лошадей разводили для важных национальных функций. В свою очередь, крестьянские лошади использовались для выполнения задач, необходимых для армии, и, как и люди, лошади привлекались к военной службе. Справочник был выпущен Генеральным штабом Российской Императорской Армии и ссылается на царский закон 1876 года «О конном военном призыве». Согласно ему, армия Российской Империи имела право реквизировать до 40% лошадей, принадлежащих имениям или фермам на территории всей страны, для военных нужд. Эту обязанность выполнял также Игнатий Кубецкис, служащий имения Геракимова (ныне Прейльский край), служивший в Донском казачьем полку.

Экспроприированные лошади использовались для выполнения физически тяжелых работ – транспортировки войск, боеприпасов и артиллерии, а также службы в кавалерии. Для отбора лошадей, достаточно сильных и полезных для работы, ответственные лица армии использовали определенные критерии, среди которых основными являлись состояние копыт, зубов и мускулов.

Фотография. Люция Прайс и ее корова Марго в Сибири. 1950-е гг.

Условия жизни, которые ждали депортированных 25 марта 1949 года латышей, были очень тяжелыми, и в истории каждого латыша, пережившего Сибирь, есть воспоминания о больших лишениях, чувстве голода, тяжелой работе и в какой-то момент, кажется, даже помощи самой судьбы, позволившей пережить это время.

Депортированная вместе с детьми Люция Прейсе работала дояркой в колхозе села Умкекан Зейского района Амурской области. Она должна была приступить к работе до восхода солнца, иногда преодолевая расстояние в несколько километров пешком, чтобы доить, кормить или перегонять скот с пастбищ на ферму и наоборот. Несмотря на то, что работа была очень тяжелой, Л. Прайзе с большой любовью относилась к своим коровам, как она раньше делала это в своем хозяйстве в селе Андрени Мадонского уезда, в Латвии.

В Сибири она особенно дорожила своей коровой Марго, которая была не только очень спокойной, но и, как вспоминает Л. Прайз, очень умной, потому что знала время доения, дорогу домой с пастбища и даже умела открывать ворота. Благодаря упорному труду Л. Прайзе смогла не только преодолеть тяготы сибирской жизни и вернуться в Латвию, но и выполнить величайшую задачу своей жизни – дать образование своим детям.

Гродненский государственный музей истории религии

С древнейших времен животные являются как соперниками, так и спутниками человека. Человек всегда ощущал самую тесную связь с животным миром. Это чувство не могло не найти выражения в самых разных видах деятельности, как связанной с повседневными хозяйственными потребностями, так и с религиозными представлениями и искусством.

Первые изображения животных, найденные на территории Беларуси, относятся к периоду неолита и представляют собой небольшие фигурки диких зверей и птиц, имевших, как считается, магическую  функцию и использовавшихся в ритуалах охотничьих обрядов. С переходом к земледелию и скотоводству все чаще встречаются изображения коней, которые также приобретают сакральный смысл. Конь начинает связываться с солнцем, а птица, поднимающаяся в небо и приносящая на крыльях солнечное тепло – становится символом домашнего счастья и благополучия.

Птица. Ржеутский М.С. Беларусь. 1987 г. Дерево, резьба

Изображение птицы – один из самых возвышенных народных образов, который представлял  собой символ тепла и света, связи между землёй и небом, между миром живых и мертвых. Искусство изготовления птиц из дерева развивалось на протяжении столетий, однако было практически утрачено. Его возрождение связано с именем народного мастера Михаила Ржеутский (род. 1947), который начал творческую деятельность в 1970-х годах. Птицы стали излюбленным сюжетом мастера, работающего не только с деревом, но и с глиной и стеклом. М. Ржеутский стал лауреатом множества международных конкурсов, автором книги «Белорусская глиняная игрушка», в которой обобщил свой творческий опыт.

Конь. Ржеутская Н.А. Беларусь. 1991 г. Солома, плетение

Конь – очевидно более поздний образ, чем птица. Иногда его также наделяли функцией посланника между мирами. Неудивительно, что при раскопках некоторых древних поселений на территории Беларуси находят изображения, сочетающие в себе черты птицы и коня.  В восточнославянской традиции конь был также атрибутом Ярило – божества весны и связанного с ней плодородия. Согласно народным представлениям, весна начиналась с момента, когда Ярило на белом коне спускался с неба на землю. С принятием христианства и отождествлением Ярило со святым Георгием, который также изображался верхом на белом коне, началом весны стали считать день памяти этого святого – 6 мая.

Другим атрибутом Ярило были колосья ржи. Существует предположение, что первые художественные изделия из ржаной соломы могли быть посвящены именно Ярило. Такие изделия очень распространены в Беларуси. Одним из известнейших мастеров, которые работают с соломой, является Наталья Ржевуцкая, жена Михаила Ржеутского. Из их мастерской в деревне Неманица Борисовского района вышли сотни произведений в самых разных техниках, которые свидетельствуют о том, что древнее народное искусство не забыто.

Шархуны. Беларусь. Конец XIX – начало XX в. Металл, кожа. Литье, шитье

Шархуны (бубенцы) – набор бронзовых или медных полых шариков со шротом внутри, закрепленных на кожаном пояске. Они появились еще в Древнем Китае и имели множество функций. В Беларуси, как и в других странах региона, их чаще всего использовали в качестве элемента конной упряжи.

Ошейник, на котором были закреплены шарики, привязывался к узде ремешками. Обычно шариков было семь, девять или одиннадцать. Шарики отличались разной толщиной металла, из которого они были сделаны, поэтому издавали звуки разной тональности. С особенностями звучания и было связано распространения шархунов – они стали заменой более звонким колокольчикам, которые в XIX веке было разрешено использовать только фельдъегерям и курьерам. Помимо очевидных практических преимуществ: например, шархуны, закрепленные на последних санях зимних обозов помогали понять, не отстали ли они, шархуны имели и важное обрядовое значение. Эти предметы, украшенные цветами и лентами, были важным элементом свадебного кортежа. Считалось, что их звучание избавляло от злых чар, очищало дорогу молодой семье от темных сил, которые могли помешать ее счастью.

Паневежский краеведческий музей

Коллекция насекомых Валерионаса Страшявичюса

В Паневежском краеведческом музее хранится коллекция насекомых со всего мира, которую собрал Валерионас Страшявичюс. Он состоит из более чем 5 тысяч бабочек и насекомых и содержит большое количество экзотических, редких, охраняемых и вымерших видов из Европы, Африки, Азии, Америки и Океании.

Страшявичюс начал собирать свою коллекцию в 1915 году, но некоторые насекомые, которые он приобрел, датируются 1870 годом. Самых интересных насекомых он приобрел в сотрудничестве с международными компаниями по торговле насекомыми. Страшявичюс систематизировал и изобразил экспонаты своей коллекции, а сам собирал насекомых Центральной Европы.

Летом 1940 г. имение Науядварис было национализировано, семья Страшявичюсов выселена, а 14 июня 1941 г. выслана в Сибирь.

Коллекция из более чем 6 тысяч экспонатов, созданная Страшявичюсом перед депортацией, в 1942 году была передана в Паневежский краеведческий музей благодаря усилиям естествоиспытателя Юргиса Элисонаса и тогдашнего руководителя музея Доминикаса Урбаса.

Валерионас Страшявичюс (1885–1968). Паневежис, 1931.  Фото Я.Паура.

Валерионас Страшявичюс родился 20 июня 1885 года в поместье Августавов близ села Упите Паневежского уезда. Будущий натуралист вырос в Риге. В 1905 г. окончил гимназию Императора Николая I в Риге, затем учился в Чехии, Бельгии, а с осени 1910 г. – на факультете естественных наук и химии Краковского университета. В 1919 году Страшявичюса пригласили работать учителем в только что созданную Паневежскую Польскую гимназию. Там он до 1933 года преподавал химию, физику, астрономию, ботанику, зоологию и каллиграфию. Пережив депортацию, Страшявичюс с женой получили разрешение выехать в Польшу, чтобы жить с сыном, и там он умер в результате дорожно-транспортного происшествия.

Рисунки Валерионаса Страшявичюса. 

В 1960 году Паневежский краеведческий музей приобрел альбом рисунков Валерионаса Страшявичюса. После выхода на пенсию в 1933 году Страшявичюс нашел новую страсть – он рисовал бабочек и жуков из своей коллекции акварелью с натуры. Рисунки очень детализированы и реалистичны, точно передавали формы, цвета и узоры насекомых.

Экспонаты коллекции мировых насекомых Валерионаса Страшявичюса. 

Павлиноглазка атлас (Attacus atlas) – одна из крупнейших ночных бабочек в мире. Её крылья имеют длину 30 см. Ареал его обитания – в основном Индия и Юго-Восточная Азия. Кончики крыльев Павлиноглазки атлас, напоминающие голову кобры, помогают ей отпугивать хищников.

Голубой морфо Менелай (Morpho menelaus) – экзотические голубые бабочки с крыльями длиной 12 см, обитающие в тропическом климате. Они широко распространены в Центральной и Южной Америке.

Жук-Геркулес (Dynastes Hercules) – один из самых крупных жуков в мире. Большая часть жука длиной 17 см – это рог. Он произрастает в тропических лесах Центральной и Южной Америки.

О проекте ENI-LLB-1-244 «Продвижение исторического и культурного наследия на пограничье посредством внедрения инноваций в музеях»

Проект направлен на создание платформы приграничного сотрудничества, создающей предпосылки для обеспечения растущего интереса туристов и посетителей к культурному и историческому наследию в приграничных районах Латвии, Литвы и Беларуси.

Этот проект финансируется Европейским Союзом.

Бюджет проекта: 367 864,64 евро, из них финансирование ЕС 331 078,17 евро, что составляет 865 111,50 белорусских рублей

Срок реализации проекта: 1 июня 2020 г. – 31 мая 2022 г.

Программа трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь 2014-2020 в рамках Европейского инструмента соседства

http://europa.eu/

http://www.eni-cbc.eu/llb

https://eeas.europa.eu/delegations/belarus_en