Икона представляет собой вариант иконографического типа “Благовещение с книгой”, который сформировался в ХІ–ХІІ вв. в искусстве христианского Запада. Истоки сюжета содержатся в апокрифическом Евангелии Псевдо-Матфея, а также в трудах святых Епифания Критского и Амвросия Медиоланского. Согласно этим источникам, Мария любила читать Священное Писание, и в момент явления архангела она читала книгу пророка Исайи, где есть пророчество, повторенное евангелистом Матфеем: “Се, Дева зачнет во чреве ее и родит Сына, и назовут Его Еммануил, что значит Бог с нами” (Мф 1, 23). В ХІV–ХV вв. “Благовещение с книгой” стало основным в западном искусстве. Тогда же в руке архангела (он обычно одет в белое) или в вазе на столе появилась лилия (символ девственности Марии).
Дева Мария стоит на скамеечке для коленопреклонения. Левая рука прижата к сердцу – знак покорности воле Божией. На аналое открытая книга с текстом пророчества Исайи. Справа от Богородицы архангел Гавриил на облаке в белом хитоне с лилией (символ чистоты), правая рука поднята в приветствии. Плиточный пол говорит о том, что событие происходит в помещении. Позади Нее поднятая завеса, вверху раскрыто небо красного цвета, в центре голубь (символ Святого Духа) в лучах света, столб света, исходящий от него, окружает Марию, что указывает на таинство Боговоплощения. Икона написана в стиле позднего барокко, о чем свидетельствуют наличие внешнего источника света, свето-теневая моделировка, драпировка складок одежды, использование контрастных цветов: белого, темно-зеленого, красного, синего.
