Сретение Господне

Иконографическая композиция иллюстрирует сюжет из Евангелия от Луки (2, 22-39), согласно которому Младенец Христос на сороковой день после рождения был принесен в Иерусалимский храм по закону Моисееву для осуществления обряда очищения и принесения благодарственной жертвы. В это время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. По внушению с небес старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Иисуса. Симеон Богоприимец взял Младенца на руки и пророчествовал о Его будущем. Прославила Младенца и жившаая при храме вдова Анна-пророчица. Так последние праведники Ветхого Завета – Симеон и Анна – встретили в храме носителя Нового Завета – Господа Иисуса Христа.

Иконография Сретения Господня сформировалась в ІХ–Х вв. и в дальнейшем существенно не менялась. Первые изображения встречаются на мозаиках триумфальной арки Санта Мария Маджоре в Риме. В византийском искусстве существовало два иконографических варианта Сретения – с симметричным и асимметричным размещением фигур по бокам от престола. Большинство сохранившихся изображений Сретения имеет симметричную композицию: Дева Мария и Иосиф с одной стороны, Симеон и Анна с другой. Иисус Христос первоначально изображался на руках Девы Марии. В данной иконе пророчица Анна неканонически расположена между Девой Марией и Иосифом, а Иисус Христос уже принят Симеоном на руки, которые канонически покрыты гиматием, – знак глубокого уважения к Божественному Младенцу.

Первоначально кроме вышеназванных фигур в композиции Сретения представлялся только престол с киворием (навес над престолом в виде купола с крестом). К особенностям данной иконы относится представленность кивория без креста не традиционно над престолом, а сбоку, в отдельном сюжете. В XIV в. появляются изображения стен и зданий, обычно базиликального типа. В конце XVI и в XVII вв. сюжет Сретения Господня усложняется многочисленными подробностями, заимствованными из Четий-Миней, песнопений и другой церковной литературы. Таким образом, иллюстрации текстов Священного Писания обрастают подробностями и включают множество персонификаций и символов. Икона превращается в богословский трактат, рассчитанный на долгое созерцание и толкование.

Прокрутить вверх