Вход Господень в Иерусалим

Иконография основывается на Евангелиях от Матфея (1, 6-9), Марка (11, 7-10), Луки (19, 35-38) и Иоанна (12, 12-15), а также на апокрифическом Евангелии от Никодима.

Изображения на этот сюжет впервые появляются на рельефах раннехристианских саркофагов IV в. и представляют собой простую схему. Так, на саркофаге Юния Басса Иисус Христос представлен верхом на осле, перед Ним два человека: одни постилает одежды, другой срывает веточки пальмы. Осел, по толкованию Святых Отцов, – это необузданный народ языческий. Ослица, которая упоминается у евангелиста Матфея, – народ иудейский.

С течением времени иконографическая схема изменялась незначительно, добавлялись только новые детали. Расширенная классическая схема известна в двух вариантах: Иисус Христос может быть повернут ликом к жителям Иерусалима (это древняя византийская традиция, характерная и для русских икон); другой вариант – Спаситель повернут ликом к апостолам – возникает в начале XIV в. Апостолы, написанные на фоне горы, размещаются слева. Иногда в горе изображается пещера, которая символизирует будущий гроб Господень. Христа встречают как царя. И постилание одежды, и пальмовые ветви являлись у древних народов знаками почитания при встрече особо важных и знатных людей, а также воинов-победителей. На средневековых сербских и новгородских фресках изображение осла заменяли изображением коня, что на самом деле не отвечает ни текстам Евангелий, ни ветхозаветному пророчеству Захарии (Зах. 9,9).

Прообразовательное и символическое значение этого события – свидетельство о приближающемся Воскресении и Втором пришествии Иисуса Христа, когда Сын Божий явится во славе.

Икона, представленная в экспозиции, старообрядческого происхождения. Старообрядчество – сложное религиозное и культурное явление, история которого насчитывает более трехсот лет. Старообрядцы и в начале XX в. сохраняли древнюю технологию византийского иконного письма и каноны древнерусской иконописи.

Прокрутить вверх